WordPress

Расчет эффективности налоговых льгот

Расчет эффективности налоговых льгот - картинка 1
Важная информация: "Расчет эффективности налоговых льгот" с полным описанием проблематики и комментариями специалистов. Все вопросы можно задать дежурному юристу.

Новые требования к оценке налоговых расходов

Стали известны правила, по которым финансисты органов местного самоуправления должны проводить оценку налоговых расходов муниципального образования. Правительство установило общие требования к порядку и критериям оценки в постановлении от 22.06.2019 № 796. До 1 января 2020 года разработайте муниципальные правовые акты, которые будут регулировать проведение оценки налоговых расходов. Если вы такие акты уже приняли, приведите их в соответствие с постановлением № 796. Эту работу также нужно завершить до 1 января.

Учет, контроль и оценка налоговых расходов стали обязательными для муниципалитетов с 5 января 2019 года (Федеральный закон от 25.12.2018 № 494-ФЗ). Но единых требований к порядку и критериям оценки до сих пор не было. Муниципалитеты могли следовать лишь Методическим рекомендациям, которые Минфин довел письмом от 28.04.2018 № 23-05-07/29126а. Этот документ по-прежнему можно применять, поскольку нормам постановления № 796 он не противоречит.

Какие налоговые расходы должны оценивать органы МСУ

Льготы по местным налогам могут устанавливать федеральные, региональные и муниципальные органы власти. Последние вправе вводить дополнительные льготы и вычеты по местным налогам и предусматривать более низкие ставки по сравнению с установленными в статьях 394 и 406 НК. Органы МСУ должны проводить оценку налоговых расходов только по тем льготам, которые ввели сами. Это предусмотрено статьями 6 и 174.3 БК.

Не оценивайте налоговые расходы, которые возникают в результате применения льгот по местным налогам, предусмотренным на федеральном уровне. Кто и в каких случаях уплачивает земельный налог по ставке ниже 1,5 процента, установленной федеральными нормативными актами, посмотрите в таблице.

Для кого ставка земельного налога ниже 1,5 процента установлена на федеральном уровне

НалогоплательщикиЗемлиСтавка
Все категорииЗемли сельхозназначения0,3%Все категорииУчастки, занятые инженерными объектами ЖКХ и жилыми домами или предназначенные для их строительства0,3%Все категорииЗемли, предназначенные для личного подсобного хозяйства, дач, садоводств и ферм0,3%Все категорииЗемли, предоставленные для нужд обороны, безопасности и таможни0,3%Все категории

Земли, занятые федеральными объектами, перечисленными в пункте 4 статьи 27 ЗК (например, заповедниками,

объектами ФСБ, воинскими и гражданскими захоронениями)

Земли, на которых расположены объекты культурного наследия, водные объекты и леса, перечисленные

в подпунктах 2–4 пункта 5 статьи 27 ЗК

0%Все категорииУчастки под МКД, находящиеся в общей собственности собственников помещений в этом доме0%Ветераны ВОВ, пенсионеры, инвалиды, чернобыльцыОдин из принадлежащих налогоплательщику участков размером не более 600 кв. м (п. 5 ст. 391 НК)0%

Организации и учреждения уголовно-исполнительной

Земли, предоставленные таким организациям и учреждениям для выполнения возложенных на них функций0%ОрганизацииЗемли, занятые государственными автодорогами общего пользования0%Религиозные организации

Принадлежащие таким организациям участки, на которых расположены здания, строения и сооружения

религиозного и благотворительного назначения

Общественные организации инвалидов, в которых инвалиды и

их представители составляют не менее 80 процентов численности

Участки, используемые для уставной деятельности организации0%Организации народных художественных промысловУчастки, используемые для производства и реализации изделий народных художественных промыслов0%

Физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам

Севера, Сибири и Дальнего Востока

Участки, используемые для сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования

и промыслов малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока

0%Организации — резиденты особой экономической зоныУчастки, расположенные на территории особой экономической зоны0%

Организации, признаваемые управляющими компаниями в

Участки, входящие в состав территории инновационного центра «Сколково» и предоставленные

(приобретенные) для выполнения возложенных на эти организации функций

Судостроительные организации, имеющие статус резидента

промышленно-производственной особой экономической зоны

Участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями производственного назначения. Эти объекты принадлежат

судостроительной организации на праве собственности и используются для строительства и ремонта судов

0%Организации — участники свободной экономической зоны (СЭЗ)

Участки, расположенные на территории свободной экономической зоны и используемые для выполнения договора

об условиях деятельности в СЭЗ

Организации, признаваемые фондами в соответствии

Участки, входящие в состав территории инновационного научно-технологического центра0%

На заметку: Какую пользу муниципалитеты извлекут из оценки налоговых расходов

[2]

Налоговые расходы муниципального образования — это доходы местного бюджета, выпадающие из-за льгот и преференций по налогам и платежам. Налоговые расходы подразделяют на социальные, стимулирующие и технические. Социальные налоговые расходы необходимы для обеспечения социальной защиты населения. Стимулирующие направлены на поддержку экономической активности предпринимателей с целью увеличить доходы местного бюджета в будущем. Технические налоговые расходы уменьшают затраты налогоплательщиков, воспользовавшихся льготами, которые финансируются за счет местного бюджета.

У налоговых расходов, в отличие от прямых расходов местного бюджета, нередко нет срока действия. Муниципалитеты устанавливают льготы бессрочно, продолжают их предоставлять, когда в этом уже нет смысла. Оценка налоговых расходов поможет решить эту проблему.

Какие нормативные правовые акты утвердить

Для оценки налоговых расходов муниципального образования местная администрация разрабатывает и утверждает четыре документа.

1. Порядок формирования перечня налоговых расходов.

2. Правила формирования информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов.

3. Порядок оценки налоговых расходов.

4. Порядок обобщения результатов оценки эффективности налоговых расходов.

Перечень налоговых расходов сформируйте в разрезе муниципальных программ и их структурных элементов, а также направлений деятельности органов МСУ, не входящих в эти программы. Укажите налоговые расходы и положения решений органа местного самоуправления, которым установлены льготы. Приведите точную ссылку на документ, которым установлены льготы. Укажите статьи, части, пункты, подпункты, абзацы. Добавьте сведения о кураторах налоговых расходов — органах МСУ, которые проводят их оценку. В перечень нужно включить все налоговые льготы, установленные решениями органа местного самоуправления. Укажите это в порядке формирования перечня налоговых расходов муниципального образования.

2 критерия используйте, чтобы оценить целесообразность налоговых расходов

Информацию о фискальных характеристиках налоговых расходов муниципального образования за отчетный финансовый год должно предоставлять местной администрации территориальное подразделение ФНС. Оно же направляет в муниципалитет сведения о стимулирующих налоговых расходах муниципального образования за шесть лет, предшествующих отчетному финансовому году.

Налоговики должны предоставить данные о льготах по местным налогам по категориям налогоплательщиков и видам льгот. Данная обязанность установлена постановлением Правительства от 12.08.2004 № 410. Укажите это в правилах формирования информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов муниципального образования.

Как провести оценку налоговых расходов

Проводите оценку отдельно по каждому виду налоговых расходов. Оцените целесообразность налоговых расходов и их результативность.

Целесообразность налоговых расходов

Оценку целесообразности налоговых расходов проведите по двум критериям.

1. Соответствие налоговых расходов целям муниципальных программ и социально-экономической политики муниципального образования.

2. Востребованность предоставленной налоговой льготы. Ее можно определить как соотношение численности плательщиков, которые воспользовались льготой, и общей численности плательщиков за пятилетний период.

При необходимости органы МСУ могут установить и другие критерии.

Результативность налоговых расходов

Чтобы выяснить, насколько результативны налоговые расходы, проведите оценку:

  • их бюджетной эффективности;
  • совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов.

Бюджетная эффективность. Чтобы оценить бюджетную эффективность, проведите сравнительный анализ результативности предоставления льгот и применения альтернативных механизмов достижения целей муниципальной программы или социально-экономической политики муниципального образования.

1. Рассчитайте, какие расходы возникли бы в результате применения альтернативных механизмов достижения целей. Сравните этот показатель с объемом предоставленных льгот.

2. Рассчитайте прирост показателя достижения целей муниципальной программы или целей социально-экономической политики муниципального образования на 1 руб. налоговых расходов и прирост того же показателя на 1 руб. расходов местного бюджета при применении альтернативных механизмов.

В качестве альтернативных механизмов достижения целей используйте:

  • субсидии или иные формы непосредственной финансовой поддержки плательщиков, имеющих право на льготы, за счет средств местного бюджета;
  • муниципальные гарантии по обязательствам плательщиков, имеющих право на льготы;
  • изменения правового регулирования и (или) порядка контроля (надзора) в сфере деятельности налогоплательщиков, имеющих право на льготы.

Совокупный бюджетный эффект стимулирующих налоговых расходов. Оценку самоокупаемости стимулирующих налоговых расходов проведите за весь период с начала действия льгот или за пять отчетных лет. Если льгота действует более шести лет, оцените бюджетный эффект на день проведения оценки эффективности налоговых расходов. Стимулирующие налоговые расходы считаются неэффективными в случае, если совокупный бюджетный эффект принимает отрицательное значение.

Результаты оценки направьте главе муниципального образования

Как использовать результаты оценки

По итогам оценки налоговых расходов сделайте выводы о степени их эффективности. Они должны содержать ответы на три вопроса.

1. Была ли достигнута цель, ради которой муниципальное образование ввело тот или иной вид налоговых расходов?

2. Каков вклад данного вида налоговых расходов в достижение целей муниципальных программ и целей социально-экономической политики муниципального образования?

3. Существуют ли более результативные и менее затратные альтернативные механизмы достижения этих целей?

Сформулируйте рекомендации по дальнейшему применению налоговых расходов в отчете об оценке их эффективности. По каждой льготе включите в отчет:

  • ее наименование;
  • перечень налогоплательщиков — получателей льготы за отчетный год;
  • сумму недополученных доходов бюджета в результате предоставления льготы по каждому налогоплательщику;
  • показатели и расчеты бюджетной эффективности и самоокупаемости налоговых расходов;
  • вывод об эффективности налоговых расходов и предложения по установлению, сохранению, корректировке или отмене льготы.

Результаты оценки направьте главе муниципального образования. Учитывайте их при подготовке документов об основных направлениях бюджетной и налоговой политики муниципального образования и при разработке муниципальных программ.

ЕЛЕНА НИКОЛАЕВА, эксперт журнала «Практика муниципального управления», к. э. н.

http://cmokhv.ru/materials/mat20190815/

Минфин посчитает эффективность региональных налоговых льгот

Правительство утвердило общие требования к порядку и критериям оценки налоговых расходов субъектов РФ и муниципалитетов.

Концепция Минфина в сфере контроля объемов и эффективности налоговых льгот, сформулированная в 2017 году, запускается по временной схеме, пишет «Коммерсантъ». С 2020 года уже в постоянном режиме предоставление неэффективных льгот, анализировать которые будут с привлечением ФНС, может стоить увлекающимся скидками регионам части федеральных субсидии.

Новый документ предполагает сведение с 2020 года всех налоговых льгот, предоставляемых регионами и муниципалитетами, в единые реестры их налоговых расходов — с указанием общего объема таких льгот.

В реестрах льготы будут разделены по специализации на социальные (их 8%), стимулирующие (72%) и технические (20%), а также по направлениям — в рамках каких госпрограмм субъекта или их структурных элементов, на основании каких нормативных документов и кем они предоставляются. Необходимо указывать общие суммы предоставляемых регионом или муниципалитетом налоговых скидок и оценку эффективности их использования.

Для этого управления ФНС должны будут предоставлять региональным и местным администрациям подробную детализацию (фискальные характеристики) налоговых расходов — выборку данных, демонстрирующих объем предоставленных льгот, количество получателей и объем налогов, задекларированных ими для уплаты в региональный или местный бюджет. Для стимулирующих налоговых льгот, кроме того, УФНС будут предоставлять ретроспективные данные за шесть предшествующих лет.

Оценка эффективности проводится их кураторами (региональными и местными чиновниками, ответственными за их предоставление) по двум параметрам — соответствию целевому назначению и эффективности.

Сверять данные, полученные от регионов и ФНС, будет Минфин — в обязательном порядке целевое назначение и корректность расчетов эффективности министерство будет проверять для льгот, общий объем которых превышает 0,05% налоговых доходов консолидированного бюджета региона. Будет, в частности, проверяться соответствие льгот целям федеральных субсидий на выравнивание бюджетной обеспеченности — это означает возможность их снижения.

Обязаны кураторы будут проводить и сравнительный анализ результативности предоставления льгот и альтернативных методов достижения их целей (субсидий, госгарантий или снятия контрольно-надзорных ограничений), а также бюджетную самоокупаемость льгот, исходя из рассчитываемого Минфином номинального темпа прироста налоговых доходов (с учетом обслуживания госдолга субъектов, инфляции и реальной процентной ставки). Неэффективные льготы (бюджетный эффект от которых будет ниже расходов) предполагается учитывать при оценке эффективности исполнения госпрограмм и заменять альтернативной господдержкой — или же нужно закладывать их отмену в основные направления региональной бюджетной политики.

http://www.klerk.ru/buh/news/487093/

Правительство проверит эффективность налоговых льгот

Минэкономразвития подготовило методику оценки эффективности налоговых льгот. Проект обсуждался на площадке «открытого правительства», в целом был поддержан, пишет газета «Ведомости».

Как пояснил директор направления «открытое правительство» центра «Форум» Александр Брагин, сейчас льгот много, и не всегда понятно, насколько широко они используются и как влияют на инвестиции.

По данным Минфина (проект доклада на основе заключений экспертов), к началу 2013 г. в России действовало 290 льгот, которые стоили бюджету 1,6 трлн руб. По сравнению с 2010 г. их число выросло почти на 50%, цена — на треть (см. график). Не все налоговые преференции прямо называются в законодательстве льготами, рассказывает Иван Чемичев из АКГ «МЭФ-аудит»: есть налоговые вычеты, доходы, не учитываемые при исчислении налога на прибыль, различные коэффициенты амортизации, нулевой НДС при экспорте. Из-за прямых льгот государство теряет около 5% налоговых сборов, подсчитал научный руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич.

Сейчас льготы оцениваются только с точки зрения бюджета — сколько денег недополучит государство. Минэкономразвития предлагает оценивать эффективность льгот в два этапа: сначала экспертами, затем путем расчета специального коэффициента. При этом даже полезные льготы можно признать неэффективными, если их использует слишком мало налогоплательщиков или если компании слишком часто ими злоупотребляют.

Инвентаризация льгот уже идет. Монополии лишились льготы по налогу на инфраструктуру — ставка будет расти постепенно, дополнительные доходы бюджета в 2013-2019 гг. составят 1,3 трлн руб.

Минфин алгоритм поддерживает, следует из письма ведомства, но просит учесть позицию ФНС, которая критикует документ. По мнению налоговиков, для оценки льготы нужно анализировать более продолжительный период, чем год, не все нормативы обоснованы, а статистических данных недостаточно для анализа.

http://www.buhgalteria.ru/news_old/detail_06.2019.php?ELEMENT_ID=120024

Оценка налоговых расходов (налоговых льгот)

Скачать материал по прямой ссылке: Загрузить

Скачать материал по прямой ссылке: Загрузить

Скачать материал по прямой ссылке: Загрузить

Скачать материал по прямой ссылке: Загрузить

Скачать материал по прямой ссылке: Загрузить

[3]

Актуальная редакция постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 мая 2019 г. № 308 «Об утверждении порядка формирования перечня налоговых расходов Краснодарского края»

Скачать материал по прямой ссылке: Загрузить

Скачать материал по прямой ссылке: Загрузить

Скачать материал по прямой ссылке: Загрузить

Скачать материал по прямой ссылке: Загрузить

Скачать материал по прямой ссылке: Загрузить

Скачать материал по прямой ссылке: Загрузить

Скачать материал по прямой ссылке: Загрузить

Скачать материал по прямой ссылке: Загрузить

http://minfinkubani.ru/budget_execution/dohod/assessment_efficiency.php

Минфин проведет тотальную оценку эффективности региональных налоговых льгот

Минфин представил новый проект методики оценки эффективности налоговых льгот. Проект соответствующего постановления правительства опубликован на Едином портале для размещения проектов НПА.

Напомним, еще в 2017 году глава Минфина Антон Силуанов заявлял, что неэффективные налоговые льготы, действующие в регионах и муниципалитетах, будут отменены.

Для этого министерство решило разработать и внедрить соответствующую методику оценки эффективности налоговых льгот.

Методика содержит общие требования к порядку и критериям оценки эффективности налоговых льгот субъектов РФ и муниципальных образований в целях распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов.

Оценка эффективности налоговых льгот будет осуществляться регионами, а ее результаты будут направляться в Минфин.

Для оценки эффективности субъекты РФ должны будут разделить налоговые льготы на 3 типа:

  • социальные – поддержка отдельных категорий граждан;
  • финансовые – устранение/уменьшение встречных финансовых потоков;
  • стимулирующие – привлечение инвестиций и расширение экономического потенциала.

К социальным относятся налоговые льготы, установленные для отдельных социально незащищенных групп населения или социально НКО. Целью таких льгот не является стимулирование экономической активности и увеличение налоговых поступлений.

К финансовым относятся налоговые льготы, направленные на уменьшение расходов налогоплательщиков, финансовое обеспечение которых осуществляется в полном объеме или частично за счет бюджета.

К стимулирующим отнесены льготы, установленные в целях стимулирования экономической активности для увеличения налоговых поступлений в бюджеты.

Саму оценку эффективности налоговых льгот Минфин предлагает осуществлять в два этапа:

  • оценка целесообразности налоговых льгот;
  • оценка результативности налоговых льгот.

Так, целесообразность налоговой льготы будет оцениваться через:

  • соответствие налоговых расходов целям и задачам государственных программ или иным целям социально-экономической политики;
  • соразмерные (низкие) издержки администрирования в размере не более 10% от общего объема налоговых льгот;
  • востребованность льготы (расхода), освобождения или иной преференции;
  • отсутствие значимых отрицательных внешних эффектов.

Невыполнение хотя бы одного из указанных критериев будет свидетельствовать о недостаточной эффективности льготы.

Оценка результативности будет производиться на основании влияния налоговой льготы на результаты реализации соответствующей государственной программы, либо на достижение целей государственной политики. Для этого налоговые льготы будут сопоставляться с альтернативными механизмами достижения государственных целей (субсидии, государственные гарантии и нормативное регулирование).

Кроме того, методикой предусмотрена оценка бюджетной эффективности стимулирующих налоговых льгот, включая оценку совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) льгот.

Методика также устанавливает порядок формирования региональных реестров налоговых льгот и сводного реестра налоговых льгот субъектов РФ. При этом сводный реестр будет размещаться на официальном сайте Минфина РФ.

Напомним, ранее Минфин уже представлял проект методики оценки эффективности налоговых льгот. Прежняя методика предполагала оценку эффективности налоговых льгот без деления на этапы и не содержала требований к формированию и опубликованию реестров налоговых льгот.

Надоело искать новости на множестве бухгалтерских сайтов? Боитесь пропустить действительно важные изменения в законодательстве?

http://buh.ru/news/uchet_nalogi/65580/

Регионы не согласились с оценкой Минфина РФ неэффективности льгот для бизнеса

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 5 декабря. /ТАСС/. Российские регионы не согласились с оценкой Минфина о неэффективности преференций по налогам на прибыль и имущество. По их мнению, льготы помогают увеличивать доходы бюджетов, создавать высокотехнологичные рабочие места, повышать инвестиционную привлекательность, а в условиях Крайнего Севера без таких льгот и вовсе не привлечь бизнес в регион.

В конце ноября газета «Известия» со ссылкой на расчеты Министерства финансов РФ сообщила, что преференции для бизнеса по налогу на прибыль и имущество по итогам 2018 года оказались неэффективными в 25 субъектах России. Из-за послаблений по налогам региональные бюджеты недополучили 211 млрд рублей.

По данным Минфина, льготы для бизнеса по налогу на прибыль «в полном объеме признаны неэффективными» в 15 регионах — Брянской, Владимирской, Воронежской, Костромской, Новгородской, Астраханской и Оренбургской областях, Карелии, Туве, Бурятии и Карачаево-Черкесии, а также в Краснодарском, Камчатском, Красноярском краях и Чукотском АО. В среднем по стране субъекты нерационально используют более 30% таких преференций из их общего объема.

Методика подсчета

В одном из «неэффективных» регионов — Владимирской области — отмечают, что эффект от предоставляемых льгот оценивается по утвержденной постановлением губернатора методике. «Налоговые льготы, предоставляемые инвесторам по налогу на прибыль и налогу на имущество, оцененные по критериям в соответствии с постановлением, являются эффективными. Основным критерием оценки эффективности налоговых льгот является превышение суммы уплаченных организациями налогов в бюджеты всех уровней по отношению к сумме предоставленных налоговых льгот», — рассказал ТАСС представитель пресс-службы департамента финансов, бюджетной и налоговой политики области.

Он добавил, что Минфин в 2019 году утвердил новую методику оценки эффективности налоговых льгот и на основании ее провел анализ преференций в регионах. По словам собеседника агентства, теперь власти Владимирской области будут использовать в оценке методику федерального ведомства. В свою очередь, в пресс-службе департамента инвестиций и внешнеэкономической деятельности администрации Владимирской области уточнили агентству, что за последние три года господдержку инвестиционной деятельности получили 28 организаций области, создано более 1 тыс. новых рабочих мест, что является серьезным показателем для региона.

«Предоставление налоговых льгот инвесторам призвано стимулировать приток инвестиций в экономику региона, и, как следствие, в перспективе обеспечивать рост налогооблагаемой базы и прирост налоговых поступлений в региональный бюджет», — отметил представитель пресс-службы ведомства.

Признают эффективность льгот и в Оренбургской области, где их объем в 2018 году в денежном выражении составил 3,76 млрд рублей (из них немногим более 3 млрд рублей — по налогу на прибыль, 0,67 млрд руб. — налог на имущество). «При этом объем инвестиций, осуществленных предприятиями, превысил 61 млрд рублей, объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет области возрос на 5,4 млрд рублей и составил 19,7 млрд рублей. То есть рост налоговых поступлений в 2018 году в 1,4 раза превысил объем предоставленных налоговых льгот. В то же время достигнуты все показатели, предусмотренные в заключенных между правительством Оренбургской области и предприятиями инвестиционных договорах», — рассказали в пресс-службе правительства региона.

Без льгот инвестор не пойдет

Власти Карелии отмечают, что без применения особого режима работа некоторых предприятий стала бы невозможной в силу больших затрат на производства в условиях Крайнего Севера. «В 2019 году заключено инвестиционное соглашение с филиалом АО «АЭМ — технологии» «Петрозаводскмаш». Это единственное предприятие Республики Карелия, осуществляющее производство ядерных реакторов и их составных частей. Возможность применения пониженной ставки налога на имущество организаций для головной организации (госкорпорации «Росатом») является ключевым фактором для сохранения в Республике Карелия — на территории, приравненной к районам Крайнего Севера и неконкурентной по затратам — мощностей по производству оборудования для АЭС», — привели пример в пресс-службе местного Минэкономразвития.

Там добавили, что ввод налоговых льгот также способствует повышению инвестиционной привлекательности региона. В том числе за счет таких механизмов Карелии удалось в 2019 году подняться на девять позиций — до 47 места в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ Агентства стратегических инициатив (АСИ).

С тем, что без льгот в ряд регионов инвестор просто не придет, согласен и бизнес. По мнению генерального директора АО «Оренбургские минералы» Андрея Гольма, инвесторы наверняка откажутся от реализации проектов в Оренбургской области, если отменить налоговые льготы. «Заставить прийти сюда инвесторов очень сложно, у меня есть опыт, я убеждал акционеров начинать те или иные проекты только тем, что есть льготы. Если льготы не давать, инвесторы точно не придут. Все регионы борются за инвесторов, а кроме как за счет налоговых льгот никак не победить», — считает он.

Спикер думы Астраханской области Игорь Мартынов высказал ТАСС мнение, что если региональный бюджет недополучает средств по причине предоставления льгот, то предприниматели, которые их получают, должны позаботиться о социальной составляющей. «Создавать рабочие места, развивать производственную базу. Мы ведем такую работу, продолжаем работу по выявлению неэффективных налоговых льгот по региональным и местным налогам», — уточнил он.

Кроме того, необходимо предусмотреть компенсацию в полном объеме бюджетам субъектов и местным бюджетам недополученных доходов. Речь идет о тех случаях, когда в связи с изменением федерального законодательства устанавливаются льготы по налогам, доходы от которых полностью или частично зачисляются в бюджеты субъектов России или местные бюджеты».

Новые механизмы

Местные власти отмечают, что в регионах постоянно ведется анализ применения существующих льгот и их эффективности, вместо неэффективных вводятся новые преференции. В комитете финансов Петербурга отмечают, что регулярный мониторинг действующего регионального налогового законодательства позволил исключить ряд неэффективных льгот и заменить часть из них на субсидии. По словам представителя пресс-службы комитета, некоторые льготы были отменены из-за их низкой востребованности, отсутствия четкого результата их применения и т. д. В то же время Петербург будет продолжать оказывать меры налоговой поддержки, добавил собеседник агентства.

Как рассказал ТАСС заместитель департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры Роман Колупаев, власти региона разработали проект закона, устанавливающий порядок признания инвестора участником регионального инвестиционного проекта, соответствующие организации с 1 января 2020 года смогут применять пониженную ставку по налогу на прибыль в размере 10% вместо 20%. «Соответствующий проект закона одобрен правительством автономного округа и направлен на рассмотрение в думу. Ожидается, что в течение 2020 года более 50 инвесторов воспользуются данной возможностью. Общий объем инвестиций планируется на уровне около 3 млрд рублей», — сказал собеседник агентства.

В свою очередь Краснодарский край стал в 2019 году одним из пилотных регионов РФ по предоставлению налоговых преференций участникам нацпроекта «Производительность труда и поддержка занятости». В Законодательном собрании Краснодарского края ТАСС сообщили, что депутаты утвердили закон о предоставлении с 2020 года налогового вычета по налогу на прибыль до 90% и отмены для них налога на имущество на вновь вводимые объекты недвижимости.

«Экономическим эффектом от этой льготы будет являться увеличение объема производства продукции и, соответственно, выручки от продажи товаров, увеличение рабочих мест, рост заработной платы, увеличение среднегодовой стоимости имущества, что в конечном итоге приведет к увеличению налоговых поступлений в краевой бюджет», — сообщили ТАСС в Министерстве экономики Краснодарского края, отметив, что сейчас в нацпроекте принимают участие 34 предприятия, в 2020 году к ним присоединятся еще 38. Заявки о намерениях получать налоговый вычет подали уже десять компаний.

Для дотационных регионов эффективное распределение льгот особенно важно. Так, в Министерстве финансов Карачаево-Черкесской Республики отметили, что большинство льгот в регионе носят долговременный характер, в зависимости от того, к какой категории они отнесены. «Так как мы дотационные, для нас наибольшую важность имеет бюджетная составляющая, то есть как эта льгота повлияет на бюджет этой организации за весь период ее действия. А мы озабочены тем, чтобы эта категория плательщиков, которая пользуется льготами, чтобы их объемы платежей ежегодно росли», — сказала собеседница агентства.

Он добавила, что в зависимости от срока действия и категории, в регионе есть льготы не только по налогу на имущество организаций и по налогу на прибыль, но и и по упрощенной системе налогообложения, отдельные категории для особой экономической зоны и для инвесторов. В соответствии с региональным законодательством, налоговые льготы в 2018 году были предоставлены 23 категориям налогоплательщиков, воспользовались предоставленными льготами 17 категорий на общую сумму 176 млн рублей.

http://tass.ru/ekonomika/7269563

Эксперты составили список ненужных налоговых льгот

Расчет эффективности налоговых льгот - картинка 6

Бюджет ежегодно теряет триллионы рублей из-за налоговых льгот, а сами льготы при этом зачастую неэффективны — их можно отменить или хотя бы попробовать усовершенствовать. 25 льгот, которые не соответствуют критериям эффективности, выделили ведущий научный сотрудник РАНХиГС, экс-глава департамента бюджетной политики Минфина Илья Соколов и старший научный сотрудник Института Гайдара Татьяна Малинина.

По сути, льготы эквивалентны налоговым расходам бюджета. Неэффективными их можно считать, если они не востребованы, потери от них составляют, например, свыше 100 млн руб. ежегодно, а для достижения целей, которые преследует льгота, есть менее затратная альтернатива. В целом 25 неэффективных льгот приводят к выпадению доходов бюджета в размере 1 трлн руб., следует из расчетов авторов.

Большинство неэффективных льгот относятся к налогу на прибыль — из-за 12 таких льгот бюджет недополучает свыше 430 млрд руб. доходов. В основном это происходит из-за нулевой ставки на дивиденды, которые получают российские организации при стратегическом участии (не менее 50%) в капитале компаний (203,2 млрд руб.), нулевой ставки для производителей сельхозтоваров при продаже продукции (55,7 млрд руб.), невключения в налоговую базу доходов Внешэкономбанка (68,5 млрд руб.) и пониженной ставки для отдельных категорий налогоплательщиков при зачислении налога в бюджеты регионов (88,5 млрд руб.).

Пониженная ставка по НДС для продовольственных товаров, товаров для детей и печатной продукции (10 вместо 18%) сокращает доходы на 278 млрд руб. А имущественный налоговый вычет при приобретении жилья лишает государство 151,1 млрд руб. в год. Освобождение от налогообложения доходов от продажи недвижимости, которая была в собственности не менее трех лет, по расчетам РАНХиГС, снижает доходы на 51,3 млрд руб.

Это лишь первичный анализ, но со льготами, которые не соответствуют даже первичным требованиям, нужно что-то делать — либо заменять субсидиями, либо ставить вопрос об их отмене, объясняет Соколов РБК. Второй этап — анализ эффекта льгот на макроуровне: надо понять, насколько они значимы для экономических показателей, в частности для благосостояния населения. Сделать это сложно, указывает Соколов, хотя такая возможность и есть: существуют методики, позволяющие сказать, оказывает ли влияние та или иная льгота на макропоказатели. Но однозначно оценить чистый эффект от конкретной льготы практически невозможно, отмечает эксперт.

http://www.rbc.ru/economics/26/09/2017/59ca347f9a794740dac157e4

Пересмотр налоговых льгот

Расчет эффективности налоговых льгот - картинка 8

Министерство финансов давно говорило про пересмотр налоговых льгот. По мнению финансового ведомства, налоговые льготы необходимо систематизировать, оценить с точки зрения эффективности. От планирования реструктуризации льгот Минфин РФ перешел к действиям – в августе текущего года были предприняты первые шаги в направлении отмены или изменения неэффективных налоговых преференций.

Пересмотр налоговых льгот – первые шаги финансового ведомства

Министерство финансов опубликовало проект постановления правительства РФ на портале раскрытия нормативных актов. Согласно данному проекту, Минфин РФ предлагает сформировать перечень всех существующих в России налоговых льгот, после чего провести оценку их эффективности. Для этого потребуется разработать порядок оценки эффективности, разобраться с критериями оценки. В итоге, налоговые преференции, которые будут признаны наименее «полезными», будут скорректированы либо вовсе отменены.

Важно! Под проверкой льгот понимается сравнение их эффективности с аналогичным показателем по другим инструментам государственной поддержки. Также налоговые льготы планируется оценить с точки зрения самоокупаемости.

Почему необходим пересмотр налоговых льгот – суть проблемы

Посмотрим на то, как функционируют программы господдержки:

  1. Правительство РФ ставит перед собой конкретные цели.
  2. Власти устанавливают меры поддержки граждан или юридических лиц, которые могли бы помощь реализовать поставленные задачи.
  3. Уполномоченные ведомства контролируют поэтапную реализацию программ.
  4. Проводится систематический анализ эффективности программы.
  5. Действие программы завершается, как только власти добиваются поставленных целей.

Сразу становится понятно, в чем заключается основная претензия Министерства финансов к налоговым льготам – в отсутствии анализа их эффективности и мероприятий по контролю их действия. Прямые расходы бюджета всегда ограничены временем действия государственной программы или закона о бюджете, в то время как фискальные преференции обычно утверждаются и могут быть оформлены налогоплательщиками без ограничения срока действия.

Расчет эффективности налоговых льгот - картинка 10★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Выпадающие доходы государства из-за налоговых льгот

В проекте Министерства финансов «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики» приведены следующие данные, основанные на полученной ФНС отчетности и методе расчета упущенных доходов:

  • налоговые расходы, связанные со льготами, в 2015 году составили 1,9 трлн. рублей;
  • в 2020 году выпадающие доходы бюджета достигнут 3,1 трлн. рублей;
  • к 2021 голу выпадающие фискальные доходы составят 3,36 трлн. рублей.

Соответственно, тема исключения малоэффективных налоговых льгот является достаточно актуальной, ведь бюджет прогрессивно теряет средства. При этом известно, какие именно программы оформления налоговых льгот негативно влияют на состояние бюджета:

  1. Программа «Развитие сельского хозяйства» по состоянию на 2020 год лишает бюджет фискальных доходов в размере 450 млрд. рублей.
  2. За счет программы «Воспроизводство и использование природных ресурсов» образуется 1,2 трлн. рублей налоговых затрат.
  3. Из-за предоставления налогоплательщикам льгот по уплате ввозных пошлин и НДС бюджет недополучает фискальных доходов на сумму 1,5 трлн. рублей.

Что будет с фискальными преференциями после того, как будет проведен пересмотр налоговых льгот

На данный момент с точностью можно говорить о следующих последствиях реформы в сфере налогового льготирования:

  • Будет создан реестр, содержащий сведения обо всех имеющихся действующих налоговых льготах в РФ.
  • Доступ к реестру будет доступен на официальном сайте Министерства финансов.
  • Планируется назначить кураторов (ведомства, уполномоченные на осуществление контроля за внедрением льгот).
  • Ведомства будут оценивать эффективность, востребованность, самоокупаемость и соответствие налоговых льгот целям государственных программ каждый год.
  • Налоговые льготы, оказавшиеся неэффективными, будут изменены или отменены.

Пересмотр налоговых льгот работодателей, выплачивающих «серую» зарплату

В ближайшее время может произойти также и другой пересмотр налоговых льгот. В случае одобрения законопроекта № 470439-7 с 2020 года лишенными налоговых преференций окажутся работодатели, выплачивающие сотрудникам «серую» зарплату. Очевидно, что данные меры направлены на исчезновение с рынка труда неофициально работающих сотрудников и работников, получающих заработную плату в конвертах. Владельцы предприятий не смогут более пользоваться фискальными преференциями, если:

  • более 100 сотрудников предприятия получают «серую» зарплату;
  • более 10% работников компании трудится неофициально.

Законодательные акты по теме

Законопроект № 470439-7О лишении налоговых льгот работодателей с неофициально работающим персоналом (пересмотр налоговых льгот)

Типичные ошибки

Ошибка: Представитель малого бизнеса выплачивает «серую» зарплату своим сотрудникам и опасается одобрения Госдумой законопроекта о лишении таких работодателей налоговых льгот.

Комментарий: Выплата «серой» заработной платы является незаконной. Однако, на малый бизнес законопроект не рассчитан.

Ошибка: Россияне ожидают массовой отмены налоговых льгот по вине Министерства финансов, решившего провести оценку эффективности фискальных преференций.

Комментарий: Отменены или изменены будут только те налоговые льготы, которые окажутся невостребованными и малоэффективными. Единственное, что может затронуть интересы налогоплательщиков – это лишение их льгот, которые не отличаются самоокупаемостью.

Ответы на распространенные вопросы про пересмотр налоговых льгот Минфином РФ

Вопрос №1: Когда предложенное Министерством финансов Постановление Правительства вступит в силу?

Ответ: В том случае, если предложение Минфина РФ по оценке эффективности налоговых льгот будет одобрено, Постановление вступит в силу с 1 января 2020 года.

[1]

Вопрос №2: Когда на сайте Министерства финансов будет опубликован список налоговых льгот, подлежащих оценке? В какой срок будет проведена оценка эффективности фискальных преференций, и когда список будет скорректирован?

Ответ: Если Постановление Правительства вступит в законную силу, первый список льгот будет опубликован в марте 2020 года. Сроки на проведение оценки их эффективности и изменение/исключение неэффективных преференций на данный момент не установлены.

http://online-buhuchet.ru/peresmotr-nalogovyx-lgot/

Литература

  1. CD-ROM. Лекции для студентов. Юридические науки. Диск 1. — Москва: Высшая школа, 2016. — 251 c.
  2. Рогожин Н. А. Арбитражный процесс; Юстицинформ — Москва, 2012. — 240 c.
  3. Кудрявцев И. А., Ратинова Н. А. Криминальная агрессия; Издательство МГУ — Москва, 2013. — 192 c.
  4. Керимов, Д.А. Проблемы общей теории права; М.: Современный гуманитарный университет, 2012. — 121 c.
  5. Ромашкова И. И. Жилищное право; Питер — Москва, 2009. — 160 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях