WordPress

Налоговые льготы на нефть

Налоговые льготы на нефть - картинка 1
Важная информация: "Налоговые льготы на нефть" с полным описанием проблематики и комментариями специалистов. Все вопросы можно задать дежурному юристу.

Минфин назвал безальтернативным повышение налогов для компенсации льгот «Роснефти»

Заявления нефтяных компаний о дополнительных доходах бюджета в ведомстве назвали «трюком»

Москва. 22 августа. INTERFAX.RU — Минфин может повысить налоговую нагрузку на всю нефтяную отрасль, в том числе повысить НДПИ на нефть и ввести НДПИ на попутный нефтяной газ, чтобы компенсировать выпадение из бюджета за десять лет 600 млрд рублей налоговых льгот, которые получили «Роснефть» и «Газпром нефть» на разработку Приобского месторождения. Первым об этом сообщил «Коммерсантъ». В Минфине «Интерфаксу» подтвердили, что такой шаг обсуждается и что другого выхода ведомство не видит.

«Это действительно наше предложение. Оно связано исключительно с принятым решением о новой льготе для Приобского месторождения. Цена этой льготы — 60 млрд рублей в год (при цене нефти в диапазоне $55-60 за баррель). При этом на долю ФНБ из них придётся 28 млрд рублей, в то время как на базовые доходы бюджета — 32 млрд рублей», — объяснил директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов

По его словам, речь идет о доходах, которые в бюджете уже заложены как средства финансирования национальных проектов.

«Их нельзя просто отдать, нужно искать компенсацию, чтобы в полном объёме была возможность финансировать уже учтенные в бюджете расходные обязательства. Мы ищем источники компенсации, и повысить НДПИ на попутный газ — один из них. У нас нет другого выбора», — сказал чиновник.

В начале августа стало известно, что президент Владимир Путин согласился предоставить льготы «Роснефти» и «Газпром нефти», которые разрабатывают соответственно северный и южный участки Приобского месторождения. Они получат льготы за счет вычетов из НДПИ в течение десяти лет с 2020 года в размере 46 млрд рублей в год для «Роснефти» и 13,5 млрд рублей в год — для «Газпром нефти». В «Роснефти» оценили прирост добычи на Приобке за весь срок действия льгот в 70 млн тонн нефти, а дополнительные налоговые поступления в бюджет — в 660 млрд рублей.

Слова нефтяных компаний о дополнительных доходах бюджета Сазонов назвал «трюком». «Они говорят, что благодаря льготам добыча на Приобке будет падать не так быстро, как могла бы (как могла бы — это опять-таки оценка самих нефтяных компаний), за счет этого что-то получит бюджет. По сути же, это означает, что от уровня 2019 года добыча упадет в любом случае, но в меньшем объеме», — отметил чиновник.

«При этом в прогнозе Минэнерго по всей отрасли падение добычи не заложено, и, соответственно, в доходах бюджета на грядущую трехлетку падение добычи также не предусмотрено. То есть в доходах бюджета заложена полная ставка НДПИ по этому месторождению и стабильная добыча. А сейчас нам говорят, что будет льгота и падающая добыча. Получается, что выпадающие базовые доходы бюджета будут в любом случае, поэтому необходима компенсация», — добавил представитель Минфина.

Пресс-служба «Роснефти» пока не комментирует ситуацию.

http://www.interfax.ru/business/673626

Дешевая нефть обнулит налоговые льготы для крупных нефтяных проектов

Падение цены на нефть может лишить «Роснефть» и «Газпром нефть» льгот на Приобском и Ванкорском месторождениях. Если цена нефти не поднимется выше базового уровня – $42,4 за баррель Urals, то в этом году компании не смогут получить до 120 млрд руб. вычетов из налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для этих проектов.

Нефть начала дешеветь после провала 6 марта переговоров ОПЕК и России об ограничении добычи сырья. Картель предлагал уменьшить добычу еще на 1,5 млн барр., Россия – оставить все как есть. В итоге сделка ОПЕК+ развалилась, а Россия и Саудовская Аравия сообщили о планах увеличить добычу нефти на 4 и 20% соответственно. Развал сделки привел к рекордному падению нефтяных котировок. Так, российская нефть Urals к концу торгов 9 марта подешевела на 32,7% до $32,88 за баррель, а к 13 марта – до $29,17.

В ближайшие шесть месяцев цена Brent сохранится на уровне $30, после чего за 1,5 года постепенно поднимется до $60, прогнозируют аналитики Golden Sachs. Urals будет расти соразмерно с Brent, как правило, российская нефть торгуется со скидкой относительно Brent, говорит эксперт центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Екатерина Грушевенко.

Новая война Кремля

Минфин подготовил и направил в правительство законопроект о вычете из НДПИ для Приобского месторождения, разрабатываемого «Роснефтью» и «Газпром нефтью». Замминистра финансов Алексей Сазанов в декабре 2019 г. рассказывал «Коммерсанту», что льготы будут профинансированы за счет средств фонда национального благосостояния (ФНБ). Согласно бюджетному правилу в этот фонд идут нефтегазовые доходы при цене нефти выше базовой ($42,45 в 2020 г.). Сначала Минфин предлагал установить плавающую ставку льготы, чтобы вычет пропорционально увеличивался и достигал максимальных 60 млрд руб. в год при цене $65 за баррель. Из них 46 млрд руб. получила бы «Роснефть» и 13,5 млрд – «Газпром нефть». Но потом министерство согласилось на фиксированный вычет – 60 млрд руб. при цене нефти выше базовой. Если же сырье дешевеет ниже этого уровня, льгота не применяется.

«Роснефть» и «Газпром нефть» смогут получить вычет с 2020 г. с применением обратной силы закона, уточнял Сазанов. В обмен нефтяные компании обещали увеличить инвестиции в освоение этого месторождения, Минфин ожидал, что добыча нефти там вырастет в несколько раз – на 100 млн т.

Основные параметры законопроекта – зависимость выплаты от цены нефти и фиксированная ставка – легли в основу законопроекта, сказали «Ведомостям» два человека, видевшие документ. Представитель Минфина отметил, что законопроект еще прорабатывается. Представители Минэнерго, «Роснефти» и «Газпром нефти» не ответили на запросы «Ведомостей».

[2]

Также с 2020 г. «Роснефть» в течение 10 лет может получить вычет по НДПИ для нефти с Ванкорского месторождения. Его размер зависит от расходов компании на создание внешней инфраструктуры (дорожной, транспортной, энергетической) для нового нефтегазового кластера «Восток ойл» на полуострове Таймыр. Он включает Лодочное, Сузунское, Тагульское, Пайяхское и другие месторождения. Сумма вычета зависит от цены нефти и может достигать 60 млрд руб. в год. Но если баррель опускается ниже базовой цены, льгота также не применяется. 12 марта Госдума одобрила этот законопроект в первом чтении.

В Минфин не поступали обращения нефтяных компаний об изменении условий предоставления льгот, сказал представитель министерства.

НДПИ высчитывается исходя из мировых цен на нефть, поэтому вместе с ценами снижается налог и ценность налоговых льгот, говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков: «Но при сверхнизких ценах на нефть встает вопрос вообще о рентабельности новых участков проекта «Восток ойл» – даже с наличием льгот».

Потери будут связаны не только с отсутствием или снижением уровня льгот, но и со снижением цен на нефть, говорит старший директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко: «При текущих ценах на нефть арктические проекты будут продолжать генерировать положительную EBITDA, но операционного потока может быть недостаточно, чтобы выйти на планируемый уровень рентабельности с учетом уже понесенных и предстоявших капитальных расходов».

Активная фаза реализации проекта «Восток ойл» должна начаться уже после 2020 г., а колебания цен на нефть, скорее всего, носят временный характер, считает старший аналитик «БКС премьера» Сергей Суверов. Поэтому падение нефтяных цен не повлияет на перспективы проекта. Льготы для Приобского месторождения будут рассчитываться на основе среднегодовых цен на нефть и в случае их восстановления выпадающие налоговые льготы будут незначительными, считает Суверов.

http://www.vedomosti.ru/business/articles/2020/03/15/825230-deshevaya-neft

Кто прокормит нефтяников? Цена льгот для добывающих компаний

Налоговые льготы на нефть - картинка 2

Позабытый ныне бывший депутат и министр сельского хозяйства Александр Назарчук в 1990-х порадовал всех цитатой «страна должна кормить своих крестьян». Не крестьяне страну — а вот так, наоборот. Но в современной экономике многих (хотя и не всех) стран государство действительно дотирует сельское хозяйство. Наблюдаемое сейчас пиршество государственных дотаций по отношению к нефтяному сектору заставляет переосмыслить эту цитату по-новому — а должна ли страна кормить своих нефтяников?

Жалобы отрасли

Сторонники щедрых дотаций (прежде всего, понятно, это сами производители, пользующиеся льготами) приводят несколько основных аргументов. Во-первых, добыча нефти находится на грани рентабельности и чуть ли уже не убыточна. Однако посмотрим на данные Федеральной налоговой службы. Рентабельность добычи сырой нефти и природного газа составляет 35,3%, при средней рентабельности по экономике в 12,3%, по данным за 2018 год. Да в общем и без этих данных у населения на слуху тот факт, что добывающие углеводороды субъекты федерации не бедствуют.

Другой аргумент состоит в том, что нефть скоро кончится. Теории об исчерпании углеводородов довольно стары (первая такая публикация американского геолога Кинга Хабберта относится к далекому 1956 году), но при этом доказанные запасы нефти в мире непрерывно растут. Растут запасы и в России. Так, за 2018 год доказанные запасы нефти выросли на нескромные 8,7%. Причем растут они непрерывно, и данные 2018 года не являются каким-то всплеском. Не прогнозирует спада добычи в России и, например, отраслевой отчет British Petroleum за 2019 год: согласно ему, добыча к 2040 году вырастет на 21%, хотя доля России в мировой добыче незначительно снизится — с 10% до 9% из-за бурного роста добычи на американском континенте.

Впрочем, нефтяники говорят о снижении качества запасов. Но ведь благодаря современным технологиям увеличивается и эффективность добычи. Дебет скважины превышает 9 млн тонн в сутки — это выше, чем в 90-е годы. В обзоре Аналитического центра при правительстве РФ, впрочем, отмечается, что прирост добычи в основном обеспечивается независимыми нефтяными компаниями и «Газпром нефтью», а сокращение — остальными крупными компаниями.

Есть и такой аргумент, как низкие цены на нефть. Хотя они выросли почти на четверть за последние пару лет — до $70,01 за баррель российского сорта Urals в 2018 году по сравнению с $53,03 в 2017 году., а в 2019 году она чуть снизилась, но не критично, до $64,54. При этом когда цены растут, нефтяники почему-то не предлагают повысить для них налоги, а вот когда падают — то оказывается, что надо понижать.

Стоит помнить и о том, что нефтегазовые доходы составляют почти половину бюджета, по 2018 году – 9 трлн рублей из 19,4 трлн. Потому, когда мы щедро предлагаем их раздать на льготы, надо понимать, что финансировать врачей и учителей откуда-то нужно.

Дорогой подарок

Нефтяная отрасль становится одной из самых льготируемых отраслей экономики. За прошедшее пятилетие наблюдался как рост общего объема льготируемой добычи, так и количества категорий льготируемых месторождений (более десятка льготных категорий в настоящее время). С 2013 года доля преференций для добычи нефти возросла с 26,7% в 2013 году до 49,8% в 2018 году (56,6% в I квартале 2019 года). Сумма потерь федерального бюджета от применения льготного налогообложения увеличилась более чем в два раза — соответственно, с 0,5 трлн рублей до 1,2 трлн рублей. Никакими геологическими причинами невозможно мотивировать фактическое удвоение льгот за несколько лет.

Такая динамика стала хорошо заметна после проведенного Минфином в последние годы учета налоговых расходов через оценку эффективности бюджетных расходов. Как следует из «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», в 2022 году льготы нефтяникам превысят 1,6 трлн рублей (1636,9 млрд рублей).

Нефтяники любят рапортовать, что добыча нефти растет, следовательно, мы движемся в правильном направлении. Но, несмотря на все льготы суммарный объем добычи самой нефти за последние пять лет практически не менялся, незначительно колеблясь вокруг значения 490 млн тонн в год (налогооблагаемый объем, без учета СРП). Более чем двукратное увеличение предоставляемых нефтяным компаниям льгот не привело к сопоставимому росту инвестиций в добычу, которые в период с 2014 до 2018 год выросли лишь немного выше 350 млрд рублей (33%). В то же время рост денежного потока (показатель EBITDA) в целом по отрасли с 2014 до 2018 года составил более 2 трлн рублей (с 1,8 трлн до 3,9 трлн рублей).

Об этой проблеме говорил и Владимир Путин, объявивший 22 июля 2019 года о моратории на предоставление новых налоговых льгот при разработке нефтяных месторождений до завершения инвентаризации их запасов и разработки единых критериев и порядка предоставления мер господдержки до 31 декабря 2019 года. За это время правительство должно установить жесткие ограничения для отраслевых лоббистов. Разумно было бы при разработке федеральных законов, приводящих к возникновению новых расходных обязательств или снижению доходов субъектов РФ, осуществлять подготовку предложений, реализация которых позволит полностью или частично компенсировать снижение таких доходов или рост расходов.

Однако лоббизм никуда не исчез. В августе 2019 года льготы были предоставлены для Приобского месторождения. Для работающей на этом месторождении «Роснефти» предусмотрен десятилетний вычет по НДПИ на 46 млрд рублей в год. Для «Газпром нефти» — такой же вычет на 13,5 млрд рублей в год с 2020 года. За это компании обещают инвестировать в бурение на Приобском месторождении, чтобы остановить резкое падение добычи.

Но от правительства требуют новых льгот для месторождений Арктики (надо заметить, что и без этих льгот добыча нефти в Арктике выросла в полтора раза за шесть лет). Нефтяники требуют льгот по налогу на прибыль и вычеты из отчислений в страховые фонды, по налогу на имущество, земельному налогу, а также ряд других преференций. Минфин сумел противостоять наиболее радикальным планам по бессрочному освобождению от уплаты НДПИ новых месторождений на шельфе северных морей.

В октябре согласованный Минфином, Минэнерго и Минвостокразвития вариант преференций стал скромнее. Теперь главный смысл предоставляемых льгот таков: преференции только в обмен на разработку новых месторождений. За остальное придется заплатить налоги. Речь идет о том, что арктические проекты будут отнесены к новой, пятой категории при начислении налога на дополнительный доход (НДД), а ставка НДПИ будет обнулена лишь на первые 12 лет добычи. Затем в течение пяти лет будет действовать переходный период, во время которого ставка НДПИ будет расти от 0 до 100%.

В Минфине заняли жесткую позицию. Даже льготы по приобскому месторождению должны сопровождаться компенсацией выпадающих доходов бюджета. Речь идет о введении НДПИ для попутного нефтяного газа, который до этого не уплачивался нефтяниками. Нулевая ставка на попутный газ, кстати, тоже своеобразная льгота отрасли, которая предоставлялась для того, чтобы нефтяные компании смогли освоить технологии по переработке такого сырья. «Это полезное ископаемое, которое, в отличие от всех полезных ископаемых, имеет нулевую ренту. Мы полагаем, что нулевая рента для полезного ископаемого недопустима», — объяснял летом этого года директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина РФ Алексей Сазанов. При этом Минфин настаивает на компенсации только тех доходов, которые по текущему бюджетному правилу поступают в бюджет и используются на текущие расходы.

Кто оплатит счет?

Вопрос налоговых льгот требует радикального пересмотра. Если предоставление льгот продолжится и дальше, то к 2024 году доля льготируемой добычи достигнет 67,5%, а к 2036 году — более 90% общего объема добычи. При этом рост предоставляемых льгот, не приводящий к росту объемов добычи, уже привел к снижению объемов доходов федерального бюджета от нефтяного сектора до 5,7% ВВП в 2019 году. В 2024 году доходы сократятся до 3,8% ВВП, а в 2036 году и подавно упадут до 2%. Таким образом, для сохранения расходов федерального бюджета на стабильном уровне по отношению к ВВП потребуется увеличение нагрузки на другие сектора экономики на 1,6 п.п. ВВП. Иными словами, все остальные производители товаров и услуг должны будут внести в бюджет дополнительно более 1,7 трлн рублей в год в ценах 2019 года. Альтернативой может стать только новое сокращение расходов.

[1]

А это суммы, сопоставимые со стоимостью самых дорогостоящих для правительства национальных проектов. Например, весь бюджет нацпроекта «Здравоохранение» до 2024 года равен 1,7 трлн рублей, а нацпроекта «Образование» — 784,5 млрд рублей. Таким образом, речь уже идет о том, что очередные льготы для нефтяников напрямую означают непостроенные больницы, школы и детские сады.

Кстати говоря, надо вспомнить и порочную практику бесплатной выдачи лицензий на месторождения для государственных компаний. В мировой практике стран, где существует, как в России, не единственная государственная компания, а множество частных (собственно, и знаменитые «Роснефть», «Газпромнефть», «Газпром» и т. п. являются не на 100% госкомпаниями, а имеют частных акционеров), плата за лицензии на месторождения существенна. Когда и в России их продавали с аукциона, как, например, месторождение Требса и Титова в 2010 году, то за одно месторождение удавалось выручить более $500 млн. Да и в нулевые годы нефтяные компании обеспечивали отраслевой рост в 7% – 8% в год без какого-либо привлечения льгот. Сегодня при масштабном увеличении поддержки со стороны правительства рост отрасли уменьшился до скромных 1,6% в год. Это означает, что отрасли пора заново учиться развиваться самостоятельно.

http://www.forbes.ru/biznes/388199-kto-prokormit-neftyanikov-cena-lgot-dlya-dobyvayushchih-kompaniy

Новые налоговые льготы для нефтяников

В России формируется благоприятная законодательная база для многократного наращивания промышленного производства и социально-экономического развития в Арктике. Ожидается, что до конца весны будет утверждена Стратегия развития арктической зоны России до 2035 года. Согласно проекту этого документа, подготовленного Минвостокразвития России, к 2030 году доля нефти, добываемой в Арктике, должна достичь 22% от общего объема добычи нефти в России, а к 2035 году — 25%.

В декабре 2019 года правительство также утвердило план развития инфраструктуры Северного морского пути (СМП) на период до 2035 года. Исполнение этого плана должно позволить реализовать поставленную Президентом России амбициозную цель по увеличению объема перевозок по СМП к 2024 году до 80 млн т — что в 4 раза больше по сравнению с объемами 2018 года. И основной прирост перевозок в этот период ожидается за счет роста объема транспортировки углеводородного сырья, добываемого в Арктике.

Для увеличения добычи нефти необходимое условие — налоговые преференции со стороны государства. Оно уже начинает претворяться в жизнь. 18 марта 2020 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон «О налоговом стимулировании поиска и оценки, разведки и добычи углеводородного сырья на отдельных территориях Арктической зоны России». Это первый документ пакета из четырех законопроектов, создающих прямые практические последствия для инвестиционных проектов в российской Арктике, который официально открывает новую эпоху в ее освоении.

Поддержка для шельфа

В первую очередь зеленый свет получит разработка шельфовых запасов. Хотя определенные преференции для шельфовых проектов уже существуют, нефтяники неоднократно отмечали их недостаточность.

Режим новых морских месторождений, введенный с 2014 года, предполагает дифференциацию льготных условий по НДПИ и экспортной пошлине по четырем категориям сложности морей: первая (к примеру, Балтийское море) — наиболее благоприятные условия добычи углеводородов и менее преференциальный режим; четвертая (к примеру, Карское море) — наоборот. При этом для ряда арктических проектов (в частности, в Печорском и Охотском морях) реальные условия разработки запасов не позволяли обеспечить рентабельную добычу в условиях применения налоговых льгот для второй и третьей категории морей, к которым они были отнесены.

Принятый Федеральный закон устанавливает более привлекательные налоговые условия разработки новых морских месторождений, расположенных в Баренцевом, Белом, Печорском, Охотском морях, промышленная добыча на которых ранее не велась. Теперь новые месторождения в этих морях отнесены к четвертой категории сложности. Это означает снижение ставки НДПИ на нефть с 15% до 5% и увеличение срока действия льготы с 7 до 15 лет.

[3]

Добыча на суше

Федеральный закон предусматривает распространение налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД) на участки недр, расположенные севернее 70° северной широты в границах Красноярского края, Якутии, Чукотского автономного округа, на которых до 2019 года не велась промышленная добыча. Для данных участков в режиме НДД предусмотрена отдельная пятая группа с правом добровольного перехода на НДД. Для вошедших в пятую группу НДД участков действует льготный коэффициент по НДПИ на нефть (Кг): 0 на 12 лет с года превышения степени выработанности запасов 1% и далее — с ежегодным увеличением коэффициента на 0,2 в течение 5 лет. Введение данной льготы фактически означает обнуление налоговой ставки на этапе от поиска и оценки до истечения 12 лет с начала промышленного освоения участка.

Дополнительно предусматривается предоставление налогового вычета по НДПИ при добыче нефти на участках недр, расположенных в границах Красноярского края в диапазоне между 67° и 69° северной широты, в объеме профинансированных расходов на строительство и реконструкцию дорожной, транспортной, инженерной и энергетической инфраструктуры, используемой для добычи нефти на участках пятой группы НДД. В указанной конструкции налоговый вычет применим только для Ванкорской группы месторождений (разрабатывает «Роснефть»). Однако «Газпром нефть» будет прорабатывать возможности распространения данных вычетов на более широкий перечень проектов.

Газовый вопрос

Получат господдержку и новые проекты, связанные с производством сжиженного природного газа (СПГ), а также газо- и нефтехимии. Мера как нельзя своевременная, если учесть, что по прогнозам экспертов спрос на СПГ и продукцию нефтехимии будет только расти, а российские нефтяники и газовики не раз говорили о возможности создания в Арктике СПГ и нефтехимических кластеров.


Федеральным законом предусмотрено расширение периметра действия нулевого НДПИ на газ и конденсат, используемых в качестве сырья для производства СПГ (льгота сейчас применяется для проекта «Ямал СПГ»). Новая льгота будет действовать на всей территории Арктической зоны РФ кроме Республики Карелия и Мурманской области и предполагает освобождение от НДПИ газа и конденсата, направленных на производство СПГ или продукции газо- и нефтехимии на мощностях, начавших работу не ранее 2022 года.

Дополнительно для поддержки развития нефтехимического кластера рассматривается механизм введения отрицательного акциза на этан и сжиженный углеводородный газ, который позволит уравнять налоговые компоненты себестоимости различного сырья для нефтехимии. Принятие соответствующих налоговых стимулов ожидается в 2020 году.

Развитие региона

Полноценное освоение региона невозможно силами одних лишь добывающих компаний. Поэтому Федеральным законом вводится дополнительный налоговый режим и для прочих проектов в Арктике — «резидент Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ)». Статус резидента могут получить компании, ведущие деятельность исключительно на территории АЗРФ и заключившие соглашение о реализации инвестиционного проекта на сумму более 10 млн рублей. Для резидентов АЗРФ предусмотрено применение льготных ставок налога на прибыль (0% — в федеральной части и пониженные ставки в региональной части) в течение 10 лет с момента получения первой прибыли. Дополнительно рассматривается возможность снижения для создаваемых резидентами АЗРФ новых рабочих мест ставки страховых взносов с 30% до 7,6%.

При этом данный режим неприменим для проектов по добыче полезных ископаемых, производству СПГ и продукции газо- и нефтехимии.

Синергетический эффект

Первый шаг к созданию в Арктике зоны наибольшего благоприятствования для компаний, заинтересованных в ее развитии, сделан. Но осваивать такой сложный регион можно только общими усилиями. В «Газпром нефти» уверены, что для этого нужно продолжить работу над созданием и настройкой системы специальных юридических и фискальных инструментов стимулирования инвестиций в Арктику.

В частности, необходимо развитие существующего инструмента инфраструктурного налогового вычета с целью его распространения на арктические проекты за пределами Ванкорского кластера и расширения перечня фискальных платежей, из которых он может быть произведен — как на федеральном, так и на региональном уровне. Важно обеспечить развитие новых юридических инструментов для эффективного (в том числе и с точки налогообложения) распределения рисков и выгод при инвестировании в сложные проекты, например, соглашений о сервисных рисках и об управлении финансированием деятельности при разработке месторождений углеводородного сырья. Необходимо стимулирование инвестиций в развитие технологий и производство оборудования для работы в Арктике — в т. ч. за счет развития механизма учета соответствующих затрат на НИОКР и приобретение прав на готовые технологии с повышающим коэффициентом для целей налога на прибыль. А для развития ресурсной базы нужно стимулировать инвестиции в геолого-разведочные работы на всей территории АЗРФ, включая входящие в нее морские акватории.

Ранее мы писали о том, где будут добывать нефть завтра и вытеснит ли СПГ с рынка другие виды топлива.

Заинтересовала тема? Можете что-то добавить? Оставляйте свои комментарии — нам важно знать, что вы думаете.

http://zen.yandex.ru/media/sibneft/novye-nalogovye-lgoty-dlia-neftianikov-5e838b65dc7a763a3ee9c5a1

Бюджет идет за добычей

«По итогам текущего года мы представим доклад об эффективности предоставленных льгот, потому что видим, что инвестиционная активность, к сожалению, от предоставленных льгот не увеличивается и в планах компаний выплатить за счет дополнительных доходов себе дивиденды», — сказал Силуанов.

Налоговые льготы на нефть - картинка 6

Налоговые льготы на нефть - картинка 6

Он подчеркнул, что за девять месяцев 2019 года доля нефтегазовых доходов в бюджете РФ уменьшилась на 0,9% ВВП. Силуанов объяснил это, с одной стороны, снижением цен на нефть, а с другой, увеличением объемов льгот.

«Сейчас речь идет о предоставлении доклада об эффективности льгот в нефтегазовом секторе, — пояснили «РГ» в Минфине. — Говорить о пересмотре льгот преждевременно».

«Компании сегодня более гранулярно подходят к инвестициям, оптимизируя портфели активов и проектов. Иногда гораздо лучше возвращать деньги акционерам, чем инвестировать в непривлекательные проекты, — считает руководитель международной практики КПМГ по оказанию услуг компаниям нефтегазового сектора Антон Усов. — Вместе с тем без льгот добыча была бы значительно меньше, потому что, ориентируясь на доходность, компании не инвестировали бы в проекты, которые прибыльны только благодаря льготам».

Кстати, в самих нефтяных компаниях не редко объясняют корректировки инвестпрограмм в сторону уменьшения необходимостью выполнять условия сделки ОПЕК+, в результате чего им приходится откладывать запуск некоторых новых проектов.

«Если рассматривать в качестве меры инвестиционной активности объемы капитальных вложений, то льготы действительно их не увеличивают, — считает аналитик «Альфа-Капитал» Максим Бирюков. — Нефтяные компании можно понять: в ситуации, когда, с одной стороны, договоренности ОПЕК+ ограничивают объем добычи, а с другой — растущие льготы позволяют нивелировать выпадающие от повышения ее себестоимости доходы».

Заявление Силуанова — это продолжение давнего спора между Минфином и Минэнерго, который всякий раз разгорается с новой силой, когда заходит речь о дополнительных льготах или изменениях в налогообложении нефтяной отрасли. За два последних года очень серьезные льготы были предоставлены двум крупным месторождениям в Западной Сибири и участкам в Арктике. Также с начала 2019 года запущен пилотный проект нового фискального режима — налога на дополнительный доход (НДД), охвативший ряд месторождений. Минфин не хочет допускать выпадения доходов из федерального бюджета, в результате этих налоговых послаблений.

Осенью глава Минэнерго Александр Новак в интервью Reuters сказал, что в России самая высокая в мире налоговая нагрузка на нефтяную отрасль. В среднем она составляет 68-70% от выручки. А в Западной Сибири, на месторождениях, которые не имеют никаких льгот, — нагрузка составляет 85% от выручки. Он подчеркнул, что если не менять налоговую систему и не стимулировать разработку действующих месторождений, в Западной Сибири и Арктике, то уже через несколько лет уровень добычи нефти в стране упадет.

Налоговые льготы на нефть - картинка 8

Налоговые льготы на нефть - картинка 8

«С 2006 года объем инвестиций в нефтедобычу вырос на 1 трлн руб. или в 3 раза. Во многом это связано с активным вводом в разработку крупнейших месторождений новых провинций, где требовалось создание всей инфраструктуры с нуля (север ЯНАО, Ямал, Гыдан, Восточная Сибирь, НАО, шельф), — подчеркнула директор по консалтингу в сфере госрегулирования ТЭК VYGON Consulting Дарья Козлова. — Всего было введено более 20 крупных месторождений с суммарными запасами 3,8 млрд тонн, а капитальные вложения на них за период 2006-2019 г. составили почти 3 трлн рублей. Важно понимать, что разработка этих запасов стала возможна только благодаря предоставлению значительных налоговых послаблений — нулевая ставка НДПИ на 7-15 лет и снижение экспортной пошлины. Сейчас за исключением новой провинции на Таймыре большая часть крупных активов уже введена, поэтому такого прироста наблюдаться не может», — пояснила Козлова.

Поддерживать высокий уровень инвестиций в нефтедобывающей отрасли позволяет и рекордный объем бурения в Западной Сибири, необходимый для сокращения темпов падения добычи в крупнейшем регионе. «За последние 3 года введено на 40% больше новых скважин. Однако продолжить такой активный прирост невозможно без пересмотра подхода к налогообложению, — считает Дарья Козлова. — Как показали предварительные результаты инвентаризации месторождений, объем рентабельных запасов в действующей налоговой системе даже в сценарии цены на нефть 70 долларов за баррель составляет около 65%. А при низких ценах — менее 40%. Поэтому опций для рентабельного бурения остается все меньше и меньше с учетом значительной налоговой нагрузки в отрасли, изымающей более 60% выручки. В итоге объем инвестиций будет во много зависеть от фискальных условий. До июня 2020 года как раз должны быть даны предложения по изменению фискального режима в отрасли для максимизации инвестиций при сохранении стабильных доходов бюджета и отрасли», — сказала Козлова.

http://rg.ru/2019/12/12/investicii-neftianyh-kompanij-otstali-ot-nalogovyh-lgot.html

Минфин РФ: налоговые льготы нефтяникам за 8 лет выросли в 4 раза

Налоговые льготы на нефть - картинка 10

Москва, 13 окт — ИА Neftegaz.RU. Более чем в 4 раза выросли налоговые льготы для нефтегазовых компаний за последние 8 лет.
Об этом сообщил 11 октября 2019 г. директор департамента бюджетной политики и стратегического планирования Минфина РФ В. Цибанов на «нулевых чтениях» по проекту федерального бюджета на 2020 г. и плановый период 2021-2022 гг.

Согласно проекту, в 2020 г. доходы бюджета РФ составят 20,4 трлн руб. (18,1% ВВП).
В 2021 г. прогнозируется снижение до 17,7% ВВП, в 2022 г. — до 17,2%.

«Это связано в первую очередь со снижением нефтегазовых доходов, что обусловлено умеренным снижением цены на нефть, которая заложена в прогнозе, и автоматическим расширением объема налоговых льгот нефтегазовому сектору», — сказал В. Цибанов.

Если налоговые льготы в нефтедобыче в 2011 г. составляли порядка 375 млрд руб., то в 2019 г. этот объем может достигнуть 1,6 трлн руб.
Большинство льгот предоставляется автоматически.
«Это связано с выработанностью месторождений. Льготы стимулируют сохранение добычи на более или менее стабильном уровне», — добавил Цибанов.

В начале октября 2019 г. председатель Совета федерации В. Матвиенко заявила, что предоставляемые нефтяникам льготы не дают сопоставимого роста инвестиций.
По мнению госпожи Матвиенко, льготы должны применяться только в том случае, если они дают «реальную отдачу».

Напомним, что в сентябре 2019 г. Госдума одобрила законопроект, позволяющий Газпром нефти и Роснефти не платить экспортную пошлину на нефть по 8 месторождениям.
Компании в сумме сэкономят от 1,5 до 2 млрд руб. ежемесячно.
В Минфине считают, что законопроект «не предполагает никаких преференций» компаниям.

http://neftegaz.ru/news/gosreg/500041-minfin-rf-nalogovye-lgoty-neftyanikam-za-8-let-vyrosli-v-4-raza/

Минфин сообщил о росте налоговых льгот для нефтяников в четыре раза

Налоговые льготы на нефть - картинка 11

Налоговые льготы нефтегазовым компаниям выросли более чем в четыре раза с 2011 года. Об этом сообщил директор департамента бюджетной политики и стратегического планирования Минфина Владимир Цибанов на «нулевых чтениях» по проекту федерального бюджета на 2020 год и плановый период 2021–2022 годов в Общественной палате, передал корреспондент РБК.

В будущем году доходы федерального бюджета, согласно проекту, составят 20,4 трлн руб. (18,1% ВВП). В дальнейшем прогнозируется их снижение: до 17,7% ВВП в 2021 году и до 17,2% в 2022 году.

«Это связано, в первую очередь, со снижением нефтегазовых доходов, что обусловлено умеренным снижением цены на нефть, которая заложена в прогнозе, и автоматическим расширением объема налоговых льгот нефтегазовому сектору», — объяснил Цибанов.

Глава департамента Минфина отметил, что, «если налоговые льготы в нефтедобыче в 2011 году составляли порядка 375 млрд руб., то в текущем году этот объем может составить 1,6 трлн руб.».

Большинство этих льгот предоставляется автоматически, отметил Цибанов. «Это связано с выработанностью месторождений. Льготы стимулируют сохранение добычи на более-менее стабильном уровне», — объяснил он.

Потери федерального бюджета от льгот нефтяникам с 2013 года выросли более чем вдвое — с 0,5 до 1,2 трлн руб., отмечается в «Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов».

  • За пять лет доля льготируемой добычи нефти удвоилась — с 26,7% в 2013 году до 49,8% в 2018 году (56,6% в первом квартале 2019 года);
  • Суммарный объем добычи почти не менялся, колеблясь вокруг значения 490 млн т в год;
  • Хотя льготы удвоились, инвестиции с 2014 до 2018 года выросли лишь на 33% (примерно на 350 млрд руб.);
  • В то же время рост денежного потока (показатель EBITDA) в целом по отрасли составил более 2 трлн руб. (с 1,8 трлн руб. в 2014 году до 3,9 трлн руб. в 2018 году).

Минфин прогнозирует следующие последствия роста льгот без увеличения объемов добычи:

  • Доходы федерального бюджета от нефтяного сектора снизятся с 5,7% ВВП в 2019 году до 3,8% ВВП в 2024 году и 2% ВВП в 2036 году;
  • Объем базовых рентных нефтяных доходов снизится с 3,3% ВВП до 2,8% и 1,7% ВВП соответственно.

«Таким образом для сохранения расходов федерального бюджета на стабильном уровне по отношению к ВВП потребуется увеличение нагрузки на другие сектора экономики на 1,6 п.п. ВВП (более 1,7 трлн руб. в условиях текущего года)», — констатирует Минфин.

К 2033 году доля льготируемой добычи нефти в России практически удвоится и составит 90%, сообщил в сентябре директор налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов. По его словам, выпадающие в связи с льготами доходы бюджета вырастут до 2,3 трлн руб.

Льготы способствуют росту прибыли нефтяных компаний, но не увеличению инвестиций. По мнению представителя Минфина, нефтяники тратят деньги на выкуп акций, дивиденды, погашение кредитов, а не на новые проекты.

По оценкам Минэнерго, к 2035 году доля льготируемой добычи нефти составит 79%. Но Минэнерго не согласно с тезисом Минфина о выпадающих доходах бюджета. Как заявил замминистра энергетики Павел Сорокин, льготы в 1 трлн руб. полностью себя окупили, принеся в бюджет 1,7 трлн руб.

В начале октября председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко обратила внимание на то, что предоставляемые нефтяникам льготы не дают сопоставимого роста инвестиций. По ее мнению, льготы — это «инвестиции государства, а не преференции для избранных», и они должны применяться, только когда они дадут реальную отдачу.

http://www.rbc.ru/economics/11/10/2019/5da05d139a7947a4548aefbc

Новости

Минфин впервые оценил объем неэффективных льгот для бизнеса. Согласно методологии правительства, эффективными оказались лишь 34% преференций.

В целом положительно повлияли на местные бюджеты региональные преференции по налогам на прибыль и имущество на сумму всего 87 млрд рублей, следует из расчетов ведомства за 2018 год, которые проанализировали «Известия». При этом в общей сложности льготы по двум видам сбора обошлись субъектам в 253 млрд рублей.

Больше всего эффективных льгот зафиксировано в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, а также в Ленинградской области — 15,7, 12,3 и 4,4 млрд рублей соответственно. При этом в общей сложности послабления обошлись бюджетам этих регионов в 15,8, 31,5 и 9,5 млрд рублей, говорится в статистике Минфина. В 38 регионах, включая столицу, льготы не принесли бюджетам дополнительных доходов. В оставшихся положительный эффект был незначительным.

Преференции по налогам на прибыль и на имущество предназначены для ускорения роста экономики и инвестиций — так называемые стимулирующие льготы, следует из методологии правительства по оценке их эффективности. Дополнительные доходы казны от расширения оборотов предприятий и притока капиталовложений должны быть выше, чем расходы на стимулирование активности. Тогда льготы признаются эффективными. Кроме этого, при оценке целесообразности преференций необходимо учитывать затраты на их администрирование, соответствие задачам развития государства, а также их результативность в сравнении с альтернативными мерами господдержки, например, субсидиями, говорил ранее замминистра финансов Владимир Колычев.

Право получить льготы по налогам на прибыль и на имущество имеют лишь отдельные категории плательщиков. К ним относятся фармкомпании, инновационные организации, резиденты ОЭЗ или ТОР, обладатели специнвестконтрактов, социальные предприятия (например, предоставляющие образовательные или медицинские услуги) и ряд других. Субъекты РФ могут уменьшить региональную часть ставки по налогу на прибыль с 17 до 13,5% (до 12,5% в 2017‒2020 годах). Максимальный уровень выплаты по налогу на имущество — 2,2% от стоимости актива. Регионы вправе обнулять этот вид сбора.

В Минфине на вопросы «Известий» о дальнейших перспективах эффективных и неэффективных льгот сообщили, что эти оценки будут учтены в межбюджетных отношениях. Доля стимулирующих расходов по налогу на прибыль и на имущество организаций с положительным бюджетным эффектом — один из индикаторов, характеризующих качество планирования и управления региональными финансами, уточнили в ведомстве.

Расширение практики установления налоговых преференций — один из основных внутренних рисков для бюджетной системы России, оценивал Минфин. Только на федеральном уровне за последние пять лет было предоставлено более 100 новых льгот. Из-за них бюджет недополучил не менее 720 млрд рублей к 2019 году. По подсчетам министерства, сейчас действует более 3,5 тыс. федеральных и региональных налоговых льгот и преференций на сумму более 4 трлн рублей. А по оценке Счетной палаты в 2017 году в бюджет не поступило более 10 трлн налоговых платежей из-за различного рода преференций.


http://www.klerk.ru/lenta/181.shtml/gl26.htm/254.shtml/gl26.htm/193.shtml/gl26.htm/254.shtml/342.shtml/tag/%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5+%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%BE%D1%82%D1%8B/page/3/

С чем связано решение Владимира Путина о введении моратория

Владимир Путин ввел мораторий на новые налоговые льготы для нефтяников: он будет действовать до конца года, пишет газета «Ведомости». Ранее Минфин просил лишить нефтяные компании привилегий до 2024-го. Кроме того, правительству поручено до 1 декабря определить экономическую эффективность освоения месторождений.

Крупнейшие игроки нефтяной отрасли неоднократно просили предоставить им налоговые льготы, и решение о временном моратории вполне логично, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков: «Я думаю, что это реакция Владимира Путина на постоянную борьбу Минфина и нефтяных компаний, прежде всего, «Роснефти», ведь в последнее время мы слышим просьбы о предоставлении дополнительных льгот именно ей. Корпорация просит привилегии на освоение арктических месторождений, как своих участков, так и тех, что принадлежат «Независимой нефтегазовой компании». Там льготы приближаются к 2,6 трлн руб., это огромные деньги, поэтому возникает куча вопросов.

Из-за этого Владимир Путин вводит определенный мораторий, и, по сути, дает такой сигнал, что нужно охладить лоббистский пыл и разобраться с тем, что уже есть, обсудить, а нужны ли новые льготы, и тогда уже принимать решение о каких-то изменениях в налоговой системе».

Налоговые льготы на нефть - картинка 15

Глава «Роснефти» Игорь Сечин — о сделке ОПЕК+, загрязнении «Дружбы» и новых проектах

Налоговые льготы, как минимум, на арктические проекты нефтяным компаниям в итоге предоставят, полагает независимый эксперт Дмитрий Лютягин: «Скорее всего, по арктическому кластеру будут внедрены какие-то льготные механизмы. Это связано именно с тем, что это сложный регион, и себестоимость, и капитальные вложения в освоение данных месторождений достаточно отличаются от той же самой Западной и Восточной Сибири.

Нужны будут какие-то предложения для нефтяников, которые бы их стимулировали к тому, чтобы они вкладывались в этот регион, стратегический для России.

С учетом этого, полагаю, что льготы будут внедрены, тема поддержка нефтяников для этого региона начнется разрабатываться в этом году, но закончится в следующем».

Как пишут «Ведомости», мораторий не затронет только один проект — разработку Приобского месторождения «Роснефти». По оценкам Минфина, льготы для этого месторождения могут составить 460 млрд руб. за десять лет. В прошлом году послабления для нефтяников обошлись федеральному бюджету почти в 3 трлн руб. Большая часть денег ушла на льготы по НДС и налогу на добычу полезных ископаемых.

http://www.kommersant.ru/doc/4040030

Литература

  1. Практика адвокатской деятельности / Под редакцией Л.И. Трунова. — М.: Юрайт, 2016. — 748 c.
  2. Ваш домашний адвокат. Экстренная юридическая помощь. Советы Юриста. — М.: Мир книги, 2016. — 448 c.
  3. Егиазаров, В.А. Транспортное право: Учебник; М.: Юстицинформ; Издание 5-е, доп., 2012. — 552 c.
  4. Бархатова, Е.Ю. Международное публичное право в вопросах и ответах; Кнорус, 2011. — 232 c.
  5. Краткий юридический справочник для профактива. — М.: Профиздат, 2012. — 432 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях