WordPress

Налоговые льготы для резидентов тосэр

Налоговые льготы для резидентов тосэр - картинка 1
Важная информация: "Налоговые льготы для резидентов тосэр" с полным описанием проблематики и комментариями специалистов. Все вопросы можно задать дежурному юристу.

Налоговые льготы для резидентов тосэр 2020

Налоговые льготы для резидентов тосэр - картинка 2

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Налоговые льготы для резидентов тосэр - картинка 4

Программа разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Налоговые льготы для резидентов тосэр - картинка 5Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 11 мая 2017 г. N 03-05-05-01/28335 О предоставлении налоговых льгот резидентам территории опережающего социально-экономического развития

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу предоставления налоговых льгот резидентам территории опережающего социально-экономического развития и сообщает следующее.

По вопросу предоставления льгот организации, получившей статус резидента территории опережающего социально-экономического развития (далее — ТОСЭР) по земельному налогу и налогу на имущество организаций сообщается.

В соответствии с пунктом 8 статьи 17 Федерального закона от 29.12.2016 N 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 473-ФЗ) особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности на территории опережающего социально-экономического развития предоставляется в соответствии с данным Федеральным законом и другими федеральными законами и включает в себя освобождение в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований резидентов территории опережающего социально-экономического развития от уплаты налогов на имущество организаций и земельного налога.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Подпунктом 6 пункта 5 статьи 3 Федерального закона N 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 473-ФЗ) установлено, что в течение тридцати дней со дня принятия Правительством Российской Федерации решения, указанного в части 2 статьи 3 Федерального закона N 473-ФЗ, уполномоченный федеральный орган, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации и исполнительно-распорядительный орган муниципального образования или исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований, на территориях которых создается территория опережающего социально-экономического развития, заключают соглашение о создании территории опережающего социально-экономического развития, которым могут устанавливаться условия предоставления резидентам территории опережающего социально-экономического развития налоговых льгот по уплате налогов на имущество организаций, земельного налога, в том числе сроки предоставления этих льгот.

В соответствии со статьей 14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налог на имущество организаций относится к региональным налогам, а земельный налог согласно статье 15 Кодекса является местным налогом.

Налог на имущество организаций и земельный налог являются одними из основных источников формирования доходной базы соответственно региональных и местных бюджетов и в федеральный бюджет не зачисляются.

Пунктом 2 статьи 372 Кодекса и пунктом 2 статьи 387 Кодекса предусмотрено, что устанавливая налоги законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Обращаем внимание, что полномочия давать письменные разъяснения налогоплательщикам по применению законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) предоставлены финансовым органам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

По вопросу применения организацией, получившей статус резидента ТОСЭР в соответствии с Федеральным законом N 473-ФЗ, пониженных тарифов страховых взносов.

Согласно подпункту 12 пункта 1 и подпункту 5 пункта 2 статьи 427 Кодекса для организаций, получивших статус резидента ТОСЭР в соответствии с Федеральным законом N 473-ФЗ, применяются следующие пониженные тарифы страховых взносов: на обязательное пенсионное страхование — в размере 6,0 процента, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 1,5 процента, на обязательное медицинское страхование — 0,1 процента.

В соответствии с пунктом 10 статьи 427 Кодекса упомянутые плательщики применяют пониженные тарифы страховых взносов в течение 10 лет со дня получения ими статуса резидента ТОСЭР, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими был получен такой статус.

При этом пониженные тарифы страховых взносов применяются в отношении резидента ТОСЭР, получившего такой статус не позднее чем в течение трех лет со дня создания соответствующей ТОСЭР.

Частью 10 статьи 13 Федерального закона N 473-ФЗ определено, что управляющая компания вносит в реестр резидентов запись о регистрации юридического лица в качестве резидента ТОСЭР в течение трех рабочих дней с даты заключения соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития.

Юридическое лицо признается резидентом ТОСЭР с даты внесения соответствующей записи в реестр резидентов (часть 12 статьи 13 Федерального закона N 473-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона N 473-ФЗ в течение срока действия соглашения об осуществлении деятельности резидент ТОСЭР обязуется осуществлять деятельность, предусмотренную соглашением об осуществлении деятельности, и осуществить инвестиции, в том числе капитальные вложения, в объеме и в сроки, которые предусмотрены соглашением об осуществлении деятельности.

Согласно части 3 статьи 12 Федерального закона N 473-ФЗ резиденты ТОСЭР не вправе иметь филиалы и представительства за пределами ТОСЭР.

Учитывая изложенное, плательщик страховых взносов, получивший статус резидента ТОСЭР и осуществляющий деятельность в соответствии с бизнес-планом по реализации инвестиционного проекта и иные виды деятельности, не предусмотренные соглашением об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором им был получен такой статус, к выплатам и иным вознаграждениям, начисляемым в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам на выполнение работ, оказание услуг только физическим лицам, занятым в исполнении упомянутого инвестиционного проекта, поименованного в соглашении об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития.

При этом плательщик обязан вести раздельный учет выплат, производимых физическим лицам в связи с деятельностью, предусмотренной данным соглашением, и иными видами деятельности, с целью применения к выплатам в их пользу различных тарифов, установленных соответственно статьей 427 Кодекса и статьей 426 Кодекса.

По вопросу предоставления льгот организации, получившей статус резидента ТОСЭР по налогу на прибыль организаций.

Согласно действующей редакции Кодекса для организаций, получивших статус резидента ТОСЭР в соответствии с Федеральным законом 473-ФЗ, налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, в части зачисления в федеральный бюджет, установлена в размере 0 процентов и применяется в порядке, предусмотренном статьей 284.4 Кодекса.

При этом для резидентов ТОСЭР законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль организаций, в части зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР, в соответствии с положениями статьи 284.4 Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 284.4 Кодекса налогоплательщик-резидент ТОСЭР вправе применять к налоговой базе налоговые ставки в размерах и порядке, которые предусмотрены статьей 284.4 Кодекса, при выполнении следующих условий:

1) доходы от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на ТОСЭР, составляют не менее 90 процентов всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу в соответствии с главой 25 Кодекса;

2) налогоплательщиком ведется раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на ТОСЭР, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности.

Таким образом, в случае выполнения вышеуказанных условий, налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, в части зачисления в федеральный бюджет, в размере 0 процентов применяется ко всей налоговой базе. При этом пониженная ставка налога на прибыль организаций, в части зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации, применяется только к налоговой базе от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на ТОСЭР.

Заместитель директора ДепартаментаВ.В. Сашичев

Обзор документа

Рассмотрены вопросы предоставления налоговых льгот организации, получившей статус резидента ТОСЭР.

Законом о ТОСЭР установлено, что в соглашении о создании ТОСЭР могут устанавливаться условия предоставления резидентам льгот по налогу на имущество организаций и земельному налогу.

Кроме того, резиденты ТОСЭР применяют пониженные тарифы страховых взносов в течение 10 лет со дня получения ими статуса резидента, т. е. с даты внесения соответствующей записи в реестр резидентов. При этом резидент должен осуществлять деятельность в соответствии с соглашением. Он обязан вести раздельный учет выплат, производимых физлицам в связи с деятельностью, предусмотренной соглашением, и иными видами деятельности, с целью применения к выплатам различных тарифов.

Налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, в части зачисления в федеральный бюджет, установлена в размере 0%. Регионы могут установить пониженные налоговые ставки налога в части зачисления в бюджеты субъектов Федерации. Доходы от инвестиционной деятельности должны составлять не менее 90% всех доходов при ведении раздельного учета. При этом нулевая ставка по налогу на прибыль в части зачисления в федеральный бюджет применяется ко всей налоговой базе. Пониженная ставка в части зачисления в региональные бюджеты применяется только к налоговой базе от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на ТОСЭР.

http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71604212/

Преференции для резидентов ТОСЭР в 2020 году

Налоговые льготы для резидентов тосэр - картинка 7

Территория опережающего социально-экономического развития в РФ (сокращенно – ТОР либо ТОСЭР) – это своего рода экономическая зона с различными привилегиями, налоговыми льготами, предоставляемыми ее резидентам (участникам). ТОСЭР создают на территориях моногородов со сложным социально-экономическим положением с целью привлечения туда инвестиций, способствуя, таким образом, развитию экономики, улучшению уровня жизни местных жителей.

Главными правовыми актами, которые регулируют процесс формирования ТОСЭР, осуществление деятельности резидентов в ее пределах, а также правовой режим и вопросы льготирования, являются:

Некоторые разъяснения по применению ПП РФ № 614 представлены Минэкономразвития РФ в письме № Д14н-1954 от 08.07.2015. В частности, отмечено, что резидентами ТОСЭР могут быть коммерческие структуры, которые согласно установленному порядку зарегистрированы и работают на территории данных моногородов. При этом они никоим образом не должны относиться ко градообразующей организации. Исключением являются: государственные (муниципальные) УП, финансовые структуры.

К сведению, резиденты ТОСЭР вправе пользоваться особыми налоговыми льготами, пониженными тарифами при уплате общеобязательных взносов по страхованию. По отношению к ним установлен и применяется упрощенный порядок осуществления контроля.

Из письма Минэкономразвития РФ № Д14н-1954 от 08.07.2015.

Как стать резидентом ТОСЭР и получить право на использование льгот

Стать полноправным резидентом ТОСЭР можно на определенных условиях. Об этом говорится в ст. 3 и ст. 13 ФЗ РФ № 473. Собственно требования, предъявляемые к будущим потенциальным резидентам, изложены в ПП РФ № 614.

Общие требования к резидентам, инвестпроектам с учетом изменений

Размер инвестиций в первый год не меньше 2,5 млн. руб.

Создание как минимум 10 новых раб. мест в первый год работы, а для юрлиц с производственными мощностями – не меньше среднесписочной численности сотрудников за время своего существования

(или за 3 г.)

Привлечение иностранцев для работы не больше 25% от общего числа сотрудников

Реализация контрактов с градообразующей организацией моногородов в объеме 50% от суммарной выручки, полученной по итогам выполнения проекта

Реализация проекта с учетом введенных ПП № 614 ограничений по производству подакцизных товаров, а также другой продукции и услугам (по лесозаготовкам, торговле оптом и в розницу и др.)

Настоящие требования применяются, условно говоря, по умолчанию, если иное не предписано правительственным решением. Юрлица (ИП), чьи инвестпроекты соответствуют предъявляемым требованиям, могут претендовать на приобретение статуса резидента, а также на создание юрлица на территории ТОСЭР. При этом претендентам надлежит также отвечать требованиям, выдвигаемым ФЗ РФ № 473.

В общем случае претендентам необходимо подать заявку в управляющую компанию. К ней следует приложить оригинал бизнес-плана по требуемой форме, а также ксерокопии учредительных документов юрлица вместе со свидетельствами о госрегистрации и постановке на учет в ИФНС. Иностранным лицам нужно будет представить заверенный перевод всей подаваемой документации на русский язык.

Как принято, заявка рассматривается не более 15 раб. дн. По итогам с заявителем заключается соглашение об осуществлении деятельности либо нет. Отказать могут по причине несоответствия требованиям, заявки, бизнес-плана, из-за отсутствия обязательных документов и по иным законным основаниям (п. 7 ст. 13 ФЗ РФ № 473). После заключения соглашения на протяжении 3 раб. дн. в реестре резидентов делается соответствующая регистрационная запись.

Пример 1. ТОСЭР «Набережные Челны»: создание, критерии отбора резидентов, льготирование

Данная ТОСЭР со сроком действия на 10 лет учреждена ПП РФ № 44 от 28.01.2016. Стать ее резидентом могут лица, которые отвечают выдвигаемым в Постановлении требованиям. К таковым относят:

  • размер кап. вложений не меньше 50 млн. руб. (при этом 5 млн. руб. надлежит внести на протяжении первого года);
  • создание не менее 30 постоянных новых раб. мест (при этом 20 мест создается на протяжении первого года).

Став резидентом ТОСЭР «Набережные челны», можно пользоваться привилегиями: сниженной ставкой налога на прибыль, уменьшенными тарифами по общеобязательным страховым взносам, а также правом на высвобождение от земельного и имущественного налога.

Налоговые льготы для резидентов тосэр - картинка 8★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Специальный правовой режим, введенный для резидентов ТОСЭР: что это такое и как применяется

Особый правовой режим, предусмотренный именно для резидентов ТОСЭР, установлен ст. 17 ФЗ РФ № 473. Он подразумевает ряд послаблений, касающихся налогообложения, уплаты общеобязательных взносов, предоставления госуслуг, регулирования отдельных отношений в рамках функционирования ТОСЭР.

Так, к примеру, управляющая компания предоставляет в пользование резидентам ТОСЭР собственные объекты недвижимости, устанавливая при этом льготные ставки для оплаты их аренды. Резиденты могут пользоваться своим привилегированным положением и при подключении к объектам инфраструктуры ТОСЭР.

Говоря о налоговых послаблениях, следует отметить, прежде всего, высвобождение от уплаты земельного, имущественного налога и снижение ставки налога на прибыль. Особенности и порядок ее применения обозначен ст. 284.4 НК РФ. Статьей определен также круг льготников, которые вправе ее использовать в принципе и требования к ним.

Существенным послаблением для плательщиков со статусом резидента ТОСЭР является снижение тарифов общеобязательных страховых взносов.

Важно! Данные заниженные тарифы сборов применяются исключительно в отношении вознаграждений, которые выплачивают за работу (услуги) физлицам, занятым в осуществлении инвестиционных проектов.

Чтобы применять названые тарифы, необходимо вести раздельный учет по выплатам, которые производятся физлицам в рамках деятельности по соглашению, заключенному с резидентом ТОСЭР и по иным видам деятельности.

В этой связи ФНС РФ предупреждает, что начиная с 03.08.2020 лица, получившее статус резидента ТОСЭР до этой даты, могут использовать сниженные тарифы общеобязательных взносов только по тем выплатам, которые производятся физлицам, занятым на новых рабочих местах. Детально этот вопрос освещен в письме ФНС РФ № БС-4-11/[email protected] от 18.02.2020.

Список льгот для резидентов ТОСЭР на 2020 г.: краткий обзор в таблице

Основные льготыПериод действия льготыПравовое основание
Налог на прибыль (федеральный бюджет): 0%Начиная с периода, в котором получена прибыль и так далее на протяжении 5 летп. 1.8 ст. 284 и

284.4 НК РФ

Налог на прибыль

(бюджет субъекта РФ):

5 и 10%

С момента получения прибыли налог исчисляют по ставке 5% первые 5 лет, а последующие пять – по 10%

284.4 НК РФ

Высвобождение от уплаты налога на имуществоНачало применения, срок действия определяется субъектом РФ

Субъекта РФ

Высвобождение от земельного налога

Когда надлежит применять льготу, определяет субъект РФ, а срок ее действия для всех одинаков – 3 года

Субъекта РФ

Пониженные ставки по общеобязательным страховым взносам:

ПФР (6%), ФСС (1,5%), ФОМС (0,1%)

Льгота применяется с первого месяца, который следует после приобретения статуса резидента ТОСЭР, и так далее на протяжении 10 л.

Ст. 427 НК РФ

Льготные коэффициенты по добыче полезных ископаемых

(от 0 до 1)

Начиная с периода, в котором получен статус резидента, льгота применяются следующим порядком:

нулевой коэффициент: первые два года;

0,2: последующие 2–4 г.;

0,4: последующие 4–6л.;

0,6: последующие 6–8 л.;

0,8: последующие 8–10;

дальше применяется коэффициент 1

Ст. 342.3 НК РФ

Распространенные ошибки при оформлении статуса резидента ТОСЭР и получении льгот

Ошибка 1. Юрлица, которые являются участниками региональных инвестиционных проектов, не могут претендовать на приобретение статуса резидента ТОСЭР. Об этом свидетельствует п. 2 ст.12 ФЗ РФ № 473.

В дополнение к данной установке следует добавить, что юрлицо (будучи резидентом ТОСЭР) не вправе иметь обособленные подразделения, не может быть НКО, кредитной организацией. Помимо этого оно не может применять налоговые спецрежимы и являться одновременно резидентом особой экономической зоны.

Ответы не часто задаваемые вопросы

Вопрос №1: На какой срок заключается соглашение с резидентом и можно ли его продлевать?

В соглашении прописывают срок, записанный в поданной заявке. Данный срок может быть продлен, но с учетом срока действия самой ТОСЭР. Т. е. он не может превышать период, на который она создана. Например, если ТОСЭР «Набережные челны» создана на 10 л., то, следовательно, и срок действия соглашения, заключенного с резидентом, не может быть больше 10 лет.

http://online-buhuchet.ru/preferencii-dlya-rezidentov-toser/

О налогообложении резидентов территории опережающего социально-экономического развития

Налогообложение резидентов ТОСЭР не зависит от степени выполнения ими обязательств, предусмотренных соглашениями об осуществлении деятельности на такой территории

Для организаций, получивших статус резидента ТОСЭР, установлена налоговая ставка 0 процентов по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет. Кроме того, законами субъектов РФ могут устанавливаться пониженные налоговые ставки по данному налогу, зачисляемому в бюджет субъекта РФ.

Для резидентов ТОСЭР установлены также льготы по НДПИ.

Для применения налоговых льгот организация должна иметь статус резидента ТОСЭР и соответствовать установленным требованиям.

При этом НК РФ не предусматривает применение указанных налоговых преференций в зависимости от степени выполнения резидентами ТОСЭР обязательств, предусмотренных соглашениями.

В случае прекращения статуса резидента ТОСЭР налогоплательщик считается утратившим право на применение указанных налоговых льгот.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 6 августа 2018 г. N СД-4-3/[email protected]

О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ

РЕЗИДЕНТОВ ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение о налогообложении резидентов территории опережающего социально-экономического развития (далее — ТОСЭР) при невыполнении ими обязательств, предусмотренных соглашениями об осуществлении деятельности на такой территории, представленное письмом Минэкономразвития России от 12.07.2018 N Д14и-1388, и по вопросам, относящимся к компетенции ФНС России, сообщает следующее.

Согласно статье 34 Федерального закона от 29.12.2014 N 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» резидентами ТОСЭР в моногородах признаются юридические лица, заключившие соглашения об осуществлении деятельности на территориях опережающего социально-экономического развития (далее — соглашение), включенные в реестр резидентов ТОСЭР и отвечающие требованиям, установленным указанной выше статьей.

Согласно пункту 1.8 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) для организаций, получивших статус резидента ТОСЭР, установлена налоговая ставка 0 процентов по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться пониженные налоговые ставки по налогу, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения.

В соответствии со статьей 284.4 Кодекса пониженные налоговые ставки применяются начиная с налогового периода (то есть с календарного года), в котором была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений. При этом организация — резидент ТОСЭР должна соответствовать требованиям и условиям, установленным данной статьей Кодекса для этой категории налогоплательщиков (в частности, о доле доходов от деятельности при исполнении соглашений в общей сумме доходов, об отсутствии обособленных подразделений за пределами ТОСЭР, о неучастии в иных инвестиционных проектах и т.д.).

Следовательно, организация для применения пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций должна иметь статус резидента ТОСЭР и соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 284.4 Кодекса.

По налогу на добычу полезных ископаемых коэффициент, характеризующий территорию добычи полезного ископаемого (Ктд), применяется организацией, получившей статус резидента ТОСЭР, начиная с налогового периода (то есть месяца), в котором организация получила статус резидента ТОСЭР.

[2]

Таким образом, Кодекс не предусматривает применение указанных налоговых преференций в зависимости от степени выполнения резидентами ТОСЭР обязательств, предусмотренных соглашениями.

Вместе с тем в случае прекращения статуса резидента ТОСЭР налогоплательщик на основании пункта 6 статьи 284.4Кодекса считается утратившим право на применение пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций с начала того квартала, в котором он был исключен из реестра резидентов ТОСЭР.

При прекращении статуса резидента ТОСЭР не применяется и коэффициент, характеризующий территорию добычи полезного ископаемого (Ктд).

http://www.audit-it.ru/law/account/960243.html

ТОСЭР в России: перечень территорий, преференции, подводные камни

Налоговые льготы для резидентов тосэр - картинка 9

Для производственного сектора в России действуют экономические зоны с особыми условиями для создания и ведения бизнеса — территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Что это за зоны, и какие преференции на них действуют?

В России по закону существуют специальные экономические зоны, именуемые территориями опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), на которых установлены облегченный режим ведения бизнеса. Если ваш будущий бизнес связан с производством, то перед выбором места для его размещения обязательно стоит рассмотреть вариант его создания в подобной зоне. Начнем с официальных определений.

Территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР или ТОР) – часть территории субъекта Российской Федерации с необходимой инфраструктурой, на которой в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ, на основании предложения уполномоченного федерального органа и принятого решения правительства, резидентам ТОСЭР установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности. Цель создания ТОСЭР – на определенных территориях, нуждающихся в поддержке со стороны государства, формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций, ускоренного экономического развития и улучшения социальных условий жизни населения.

Началом создания территорий опережающего социально-экономического развития стало Послание Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года, в котором Президентом России было объявлено:

«на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири предлагаю создать сеть специальных территорий опережающего экономического развития с особыми условиями для организации несырьевых производств, ориентированных в том числе и на экспорт. Для новых предприятий, размещенных в таких зонах, должны быть предусмотрены пятилетние каникулы по налогу на прибыль, НДПИ (за исключением нефти и газа, это доходная отрасль), налогу на землю, имущество, а также, что очень важно для высокотехнологичных производств – льготная ставка страховых взносов.»

О причинах создания и задачах ТОСЭР

Налоговые льготы для резидентов тосэр - картинка 11

Концентрация финансовых ресурсов государства и бизнеса на развитии конкретных инвестиционных проектов с высоким мультипликативным эффектом, а также формирование в регионах со сложной социально-экономической ситуацией точек роста, способны привлечь инвестиции в дальнейшее развитие региона. Схожесть целей создания территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) и особых экономических зон в их направленности на ускоренное развитие определенных отраслей бизнеса и территорий с помощью привлечения инвесторов.

Главное же отличие ТОСЭР от особых экономических зон в том, что в каждой территории для инвесторов предусмотрены налоговые льготы и административные послабления, но самое важное – создание инфраструктуры проекта производится за счет бюджетных средств.

Дополнительный источник дохода к вашему бизнесу!

Быстрый способ онлайн-заработка на трансформационных играх, совместимый с любым бизнесом в сфере услуг. Минимальные вложения, работа из дома. Онлайн-обучение «под ключ» за два дня.

Налоговые льготы для резидентов тосэр - картинка 12

Еще одно важное отличие в существенном снижении ограничений для бизнеса, как это было в особых экономических зонах. Существенно также, что при строительстве инфраструктуры часть государственного заказа смогут получать небольшие предприятия.

Планируется, что ТОСЭР смогут стать драйверами развития региональной экономики за счет соединения усилий федеральных и региональных властей на развитии инфраструктуры, создания максимально благоприятных условий для бизнеса на проблемных территориях и отраслях.

Мировая практика в создании “особых” территорий

Первым примером «особой» территории можно считать греческий остров Делос. Ещё в 166 году до нашей эры римляне, стремясь не допустить возрастающего могущества острова Родос и разрушения его политических и экономических связей с Сирией и Македонией, провозгласили Делос свободным портом, установив там беспошлинную торговлю. В итоге остров Делос на столетие становится центром торговли в Средиземноморье.

В средние века, в 1547 году, городом свободной торговли был объявлен портовый город Ливорно, где купцы добились права вести торговлю, не облагаемую налогами. В европейских портовых городах Генуе, Венеции, Марселе возникают первые районы «порто-франко», что означало отделение их от остальной территории города (государства) специальной таможенной границей. Торговля товарами между «порто-франко» и зарубежными государствами проходила без таможенного оформления и уплаты пошлин. Итогом создания таких районов стал их экономический и социальный подъем – развивалось производство, активизировались транзитные перевозки, создавались новые рабочие места. Позднее вместо «порто-франко» появляются «свободные порты», их примерами в истории можно считать европейские города Гамбург, Генуя и Марсель, а также крупнейшие порты российской империи – Одесса, Феодосия, Владивосток и Батуми. Даже в наше время в мире действует более 400 «свободных портов».

Англичан П. Халла и Г. Хаува, американца С. Бутлера можно считать родоначальниками свободных экспортно-производственных зон. В этих зонах предпринимателям предоставлялся ряд налоговых послаблений, при этом их деятельность четко регламентировалась государством. Создание таких зон способствовало активизации производственной, торговой, сервисной деятельности, что приводило к созданию новых рабочих мест, а производство товаров, в основном, ориентировалось на экспорт. Во второй половине двадцатого века изменяется организация функционирования таких зон. В Ирландии в 1959 году создается такая зона в районе аэропорта Шеннон, где используется весь накопленный к тому времени научно-технический потенциал. Далее «свободные экспортно-производственные зоны» распространяются и весьма успешно в развивающихся странах.

[1]

Главное отличие и в то же время главное преимущество таких зон заключается в том, что на основе использования льготного правового, налогового и валютно-финансового режима в них обеспечивается ускоренное развитие производств с привлечением государственных, региональных, частных ресурсов, а также иностранных инвестиций.

http://www.openbusiness.ru/biz/business/toser/

Льготы предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории опережающего социально-экономического развития

Налоговые льготы для резидентов тосэр - картинка 13

Что представляют собой территории опережающего социально-экономического развития (далее по тексту — ТОСЭР)? В российских моногородах уже созданы 34 ТОСЭР. Какие льготы установлены для бизнесменов, осуществляющих предпринимательскую и инвестиционную деятельность на ТОСЭР?

В начале мая 2017 г. в рамках рабочего заседания итогов деятельности, направленной на создание ТОСЭР на территории Дальнего Востока, премьер-министр страны Дмитрий Медведев заявил о намерении выделить из госбюджета сумму в 30 млрд рублей, которая будет направлена на создание и эффективное развитие такой территории.

Напомним, что особенности правового регулирования осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности на ТОСЭР определены в Федеральном законе от 29.12.2014 г. №473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ», который вступил в силу 31.03.2015 г. (далее по тексту – Закон №473-ФЗ).

Налоговые льготы для резидентов тосэр - картинка 14Понятие ТОСЭР

ТОСЭР представляет собой часть территории субъекта РФ, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства РФ установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности бизнесменов. Такой режим должен способствовать созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций (п.2 ст.2 Закона №473-ФЗ).

ТОСЭР создается сроком на 70 лет по решению Правительства РФ на основании предложения уполномоченного федерального органа. Указанный срок может быть продлен по решению Правительства РФ.

Решение о создании ТОСЭР на территории муниципального образования (города, села, поселка, сельского поселения) принимается Правительством РФ на основании предложения Минэкономразвития РФ по результатам оценки заявки, представляемой руководителем субъекта РФ.

Что дает предпринимателям регистрация бизнеса в ТОСЭР?

Резидентам ТОСЭР предоставляются различного рода преференции. Прежде всего, налоговые льготы.

Налоговые льготы для резидентов тосэр - картинка 15Налоговые льготы для резидентов ТОСЭР

Одним из самых главных преференций для резидентов ТОСЭР является льготное налогообложение и освобождение от уплаты ряда налогов.

Резиденты ТОСЭР имеют значительные налоговые преимущества, по сравнению с другими налогоплательщиками.

3.1. Льготы по налогу на прибыль

Резидент ТОСЭР вправе применять к налоговой базе пониженные налоговые ставки (ст.284.4 НК РФ). Ставка налога на прибыль в части федерального бюджета с доходов от предпринимательской деятельности, осуществляемой на ТОСЭР, составляет 0% в течение пяти налоговых периодов (п.3 ст.284.4 НК РФ).

В части платежей в региональный бюджет ставка налога на прибыль составляет:

  • 5 % в течение пяти налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от указанной деятельности;
  • 10 % в течение следующих пяти налоговых периодов (п.4 ст.284.4 НК РФ, Письма Минфина РФ от 25.04.2017 г. №03-01-11/24949, от 20.03.2015 г. №03-03-10/15503).

С целью применения пониженных ставок резидент ТОСЭР должен выполнить следующие условия:

  • доходы от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений о ведении деятельности на ТОСЭР, должны быть не менее 90% всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы (пп.1 п.2 ст.284.4 НК РФ);
  • организация раздельного учета доходов и расходов (пп.2 п.2 ст.284.4 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 10.01.2017 г. №03-03-06/1/80094).

[3]

Сам порядок ведения раздельного учета, позволяющий разграничить доходы (расходы), полученные (понесенные) от деятельности в рамках исполнения соглашений об осуществлении деятельности на ТОСЭР, и доходы (расходы), полученные (понесенные) при осуществлении иной деятельности, должен быть установлен резидентом ТОСЭР в учетной политике для целей налогообложения (Письмо ФНС РФ от 07.12.2016 г. №СД-4-3/[email protected]).

Налоговые льготы для резидентов тосэр - картинка 16Налоговые льготы для резидентов тосэр - картинка 17

Напомним, что для «обычных» налогоплательщиков ставка налога на прибыль составляет 20% (3 % — в федеральный бюджет, 17 % — в региональный бюджет).

Налоговые льготы для резидентов тосэр - картинка 183.2. Льготы по НДС

Резиденты ТОСЭР вправе возмещать НДС в упрощенном (ускоренном) порядке – вместе с подачей декларации и договора поручительства управляющей компании (пп.3 п.2 ст.176.1 НК РФ). Такой порядок возмещения НДС позволяет существенно сэкономить время на возврат суммы НДС, заявленной к возмещению до завершения проведения камеральной налоговой проверки декларации.

Зачет или возврат сумм НДС может осуществляться в течение 11-16 дней со дня подачи декларации. «Обычные» налогоплательщики не могут воспользоваться таким правом на заявительный порядок возмещения НДС.

3.3. Льгота по НДПИ

В отношении уплаты НДПИ резиденты ТОСЭР имеют возможность применения пониженного коэффициента в порядке, предусмотренном ст.342.3 НК РФ.

В течение ста двадцати налоговых периодов (налоговый период по НДПИ – календарный месяц, ст.341 НК РФ) для резидентов ТОСЭР применяются следующие коэффициенты (п.5 ст.342.3 НК РФ):

  • 0 – в течение двадцати четырех налоговых периодов;
  • 0,2 – с двадцать пятого по сорок восьмой включительно налоговый период;
  • 0,4 – с сорок девятого по семьдесят второй включительно налоговый период;
  • 0,6 – с семьдесят третьего по девяносто шестой включительно налоговый период;
  • 0,8 – с девяносто седьмого по сто двадцатый включительно налоговый период;
  • 1 – в последующие налоговые периоды.

3.4. Освобождение от уплаты налога на имущество и земельного налога

Резиденты ТОСЭР могут быть освобождены в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, законодательством субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований от уплаты налога на имущество организаций и земельного налога (п.8 ст.17 Закона №473-ФЗ).

Так, согласно п.4.1 ст.2 Закона Приморского края от 28.11.2003 г. №82-КЗ «О налоге на имущество организаций» (принятого Законодательным Собранием Приморского края) налоговая ставка устанавливается в отношении имущества, учитываемого на балансе компаний — резидентов ТОСЭР вновь созданного и (или) приобретенного в целях ведения деятельности на ТОСЭР и не входящего в состав налоговой базы до включения организаций в реестр резидентов ТОСЭР, в размере:

  • 0 % — на пять лет с месяца, следующего за месяцем постановки указанного имущества на баланс компании;
  • 0,5 % — в течение последующих пяти лет с месяца, следующего за месяцем, в котором прекратила действие налоговая ставка, установленная абз.2 настоящей части.

Например, согласно утвержденному Положению о местных налогах на территории городского округа «Город Хабаровск» (Решение Хабаровской городской думы от 23.11.2007 г. №571) резиденты ТОСЭР в отношении земельных участков, расположенных на территории ТОСЭР в границах муниципального образования городского округа «Город Хабаровск», освобождены от земельного налога.

Налоговые льготы для резидентов тосэр - картинка 20Пониженные тарифы страховых взносов

Общий размер страховых взносов составляет 7,6%, в т.ч.:

  • ПФР – 6%;
  • ФСС – 1,5%;
  • ФФОМС – 0,1% (пп. 12, 13 п. 1, пп.5 п.2 ст.427 НК РФ).

4. Неналоговые льготы

Для резидентов ТОСЭР действуют пониженные ставки арендной платы за пользование объектами недвижимого имущества, принадлежащими управляющей компании и иные преференции неналогового характера.

Налоговые льготы для резидентов тосэр - картинка 21Налоговые льготы для резидентов тосэр - картинка 22

Резиденты ТОСЭР имеют приоритетное подключение к объектам инфраструктуры, что имеет важное значение для осуществления многих видов предпринимательской деятельности.

Налоговые льготы для резидентов тосэр - картинка 23НАПРИМЕР

На территории Дальневосточного федерального округа, кроме налоговых преференций, резиденты ТОСЭР имеют дополнительные неналоговые преференции. Среди таких неналоговых льгот значится: сокращенное время проведения контрольных проверок, внеплановые проверки проводятся только по согласованию с Минвостокразвития РФ, а срок проведения плановой проверки — не более 15 рабочих дней. Помимо этого, для таких резидентов действует режим свободной таможенной зоны, беспошлинный и безналоговый ввоз, хранение, потребление (использование) иностранных товаров внутри ТОСЭР, реэкспортный вывоз товаров (оборудования).

Определенные послабления предусмотрены и в части привлечения иностранной рабочей силы – таким резидентам не требуется получение разрешений на привлечение иностранных работников: разрешение выдается без учета квот.

5. Как стать резидентом ТОСЭР?

Резидентом ТОСЭР может стать индивидуальный предприниматель или юридическое лицо — коммерческая организация (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий). Для этого ИП или компании необходимо в общеустановленном порядке зарегистрироваться на ТОСЭР, заключить в соответствии с требованием Закона №473-ФЗ соглашение об осуществлении деятельности на этой территории.

Бизнесмены должны отвечать требованиям к резидентам ТОСЭР и реализуемым ими инвестиционным проектам.

Чтобы стать резидентом ТОСЭР бизнесмены должны подать заявку в управляющую компанию или муниципальное образование, на территории которого создается ТОСЭР.

Управляющей компанией является АО, которое определено Правительством РФ в целях осуществления функций по управлению территорией опережающего социально-экономического развития и 100% акций которого принадлежит РФ, и (или) дочернее хозяйственное общество, созданное с участием данного АО (п.5 ст.2 Закона №473-ФЗ).

Налоговые льготы для резидентов тосэр - картинка 24Заявка на заключение соглашения об осуществлении деятельности должна содержать следующие сведения:

  • о видах экономической деятельности, которыми планируем заниматься бизнесмен на ТОСЭР;
  • о площади земельного участка или об ином имуществе, необходимых для осуществления заявленной экономической деятельности;
  • о величине необходимой присоединяемой мощности энергопринимающих устройств предпринимателя, о видах, об объеме и о планируемой величине необходимой подключаемой нагрузки в отношении необходимых ресурсов (в том числе холодной и горячей воды, сетевого газа и тепловой энергии), используемых для предоставления услуг по теплоснабжению, газоснабжению и водоснабжению, а также иных ресурсов, необходимых для осуществления деятельности;
  • о сроке, на который предлагается заключить соглашение об осуществлении деятельности (п.1 ст.13 Закона №473-ФЗ).

Форма заявки в настоящее время установлена Приказом Минэкономразвития РФ от 19.12.2016 г. №813 и Минвостокразвития РФ от 02.04.2015 г. №42 (ред. от 24.01.2017).

Налоговые льготы для резидентов тосэр - картинка 26Налоговые льготы для резидентов тосэр - картинка 27

К заявке бизнесмены должны приложить:

  • копии учредительных документов (для юридических лиц);
  • бизнес-план, примерная форма которого устанавливается уполномоченным федеральным органом;
  • копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
  • надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица).

Заявка представляется на бумажном и электронном носителях в двух экземплярах. Заявка должна быть прошита в одну или несколько папок (томов), пронумерована и опечатана.

На сайте Минэкономразвития РФ размещен реестр резидентов ТОСЭР, созданных на территории монопрофильных муниципальных образований. По состоянию на 20.04.2017 г. в данном реестре значится 23 резидента. А среди видов осуществляемой деятельности значатся, например: производство пищевых продуктов (ОКВЭД 15.13), бытовых электрических приборов (ОКВЭД 29.71), машин для сортировки, дробления, смешивания и аналогичной обработки грунта, камня, руды и прочих минеральных веществ (ОКВЭД 28.92.4).

http://rosco.su/press/lgoty-predprinimatelyam-osushchestvlyayushchim-deyatelnost-na-territor/

Литература

  1. Марченко, М. Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко, Е.М. Дерябина. — М.: Проспект, 2012. — 720 c.
  2. Римское частное право. Учебник. — М.: Зерцало, 2015. — 560 c.
  3. Общее образование. Школа, гимназия, лицей. Юридический справочник директора, учителя, учащегося. — М.: Альфа-пресс, 2013. — 592 c.
  4. Адвокатская деятельность и адвокатура в России / Под редакцией И.Л. Трунова. — М.: Юрайт, 2016. — 528 c.
  5. Борисов, А. Н. Комментарий к Федеральному Закону от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринемателей» / А.Н. Борисов. — М.: Юстицинформ, 2014. — 286 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях