WordPress

Льготы в налоговом праве понятие признаки виды

Льготы в налоговом праве понятие признаки виды - картинка 1
Важная информация: "Льготы в налоговом праве понятие признаки виды" с полным описанием проблематики и комментариями специалистов. Все вопросы можно задать дежурному юристу.

Какие виды налоговых льгот существуют

Государство предоставляет разные налоговые преференции отдельным категориям налогоплательщиков. Одни характерны только определенным обязательным платежам, другие распространяются на все.

Понятие и виды налоговых льгот

Суть налоговых преференций заключается в праве уменьшить сумму налога или налогооблагаемую базу. Осуществляться это может в разных формах. Соответственно, и льготы группируют в категории.

В обобщенном виде можно выделить шесть видов налоговых льгот. Наиболее простая форма — зачет ранее уплаченного налога. И касается это не только банальной переплаты. Так можно обезопасить себя от двойного налогообложения при ведении деятельности за рубежом.

Рассмотрим остальные подробнее.

Изъятие

Конкретная часть объекта налогообложения выводится из налоговой базы. Такая льгота предоставляется под определенный вид объекта. Известны такие виды изъятий:

  1. Полные или частичные (то есть для всех субъектов или для конкретных их групп).
  2. Постоянные, временные или чрезвычайные (действующие на протяжении долгого времени, строго обозначенного периода или единоразовые).
  3. Имущественные или прибыльные (то есть из-под налогообложения выводится часть имущества или часть прибыли).

Так, например, согласно статье 217 НК РФ , государственные пособия и пенсии не подлежат обложению НДФЛ. Поэтому хотя доход работающего пенсионера состоит из двух частей — зарплаты и пенсии, вторая часть из-под налогообложения выводится.

Скидка

Эта преференция тоже предполагает уменьшение налоговой базы. Но ориентация при ее предоставлении идет не на характер объекта, а на расходы субъекта. Скидки бывают ограниченными и неограниченными в размерах.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Так, например, имущественный вычет по НДФЛ, согласно части 2 статьи 220 НК , ограничен суммой 1 млн рублей, если объект находился в собственности владельца менее установленного срока владения.

Для государства скидка имеет важное значение. Она стимулирует налогоплательщиков совершать определенные расходы (на образование, здравоохранение, приобретение недвижимости).

Освобождение

Снижение размеров налоговых обязательств. Право на него получают субъекты, имеющие определенное финансовое положение или достигшие определенных хозяйственных результатов. Уменьшаться может как ставка, так и сумма обязательного платежа.

Так, например, согласно статье 391 НК РФ , для льготных категорий плательщиков земельного налога облагаемая база уменьшается на кадастровую стоимость шести соток. Если у такого субъекта в собственности восемь соток, то налог он заплатит только с двух. А если шестью сотками ограничиваются все его владения, то от обязательного платежа он освобождается.

Амнистия

Периодически государство прощает старые долги по налогам определенным категориям граждан. Так, в этом году владельцы легковых автомобилей получили возможность не выплачивать недоимки, накопившиеся до 2015 года, и пени по ним.

Индивидуальным предпринимателям объявили амнистию по взносам во внебюджетные фонды и всем налогам, кроме НДПИ и акцизов. Эти долги признаны безнадежными. С разрешения государства о них можно забыть.

[1]

Кредит

Изменение срока внесения обязательного платежа в бюджет, предоставляемое за определенную плату. Это понятие зафиксировано в статье 66 НК РФ , а основания для применения данной льготы — в статье 67 .

В большинстве случаев таким правом могут воспользоваться организации, осуществляющие важные для государства виды деятельности. Налоги они выплачивают поэтапно в течение оговоренного периода.

http://ppt.ru/art/nalogi/vidi-lgot

Понятие, признаки налоговых льгот

Льготы в налоговом праве понятие признаки виды - картинка 2

Дата публикации: 22.05.2016 2016-05-22

Статья просмотрена: 1000 раз

Библиографическое описание:

Белисова, А. В. Понятие, признаки налоговых льгот / А. В. Белисова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1241-1243. — URL: https://moluch.ru/archive/115/30582/ (дата обращения: 08.05.2020).

В статье анализируются разнообразные научные подходы к пониманию правовой природы налоговых льгот. Автор приходит к выводу о том, что льготы по налогам и сборам представляют собой правомерные исключения из общих правил налогообложения, строящиеся на основе принципа справедливости.

Ключевые слова: налог, налоговая льгота, налоговая обязанность, налогоплательщик.

В юридической науке правовые льготы являются самостоятельным объектом исследования. Сформировалось несколько подходов к определению их сущности.

Представители теории государства и права советского периода времени рассматривали правовые льготы в основном как особую разновидность субъективных прав отдельных категорий населения [1, с. 198]; как поощрительное освобождение участника общественной жизни от некоторых установленных нормами права обязанностей [2, с. 66].

Современная наука исследует правовые льготы в разрезе функционального и информационного подходов.

Так, по мнению А. В. Малько правовые льготы есть «правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей» [3, с. 391].

С. В. Мирошник определяет правовые льготы как вторичное, субсидиарное право на облегченные условия исполнения обязанности или сокращение числа обязанностей [4].

Мы считаем обратить внимание на то, что правовые льготы представляют собой межотраслевой правовой институт. То есть с точки зрения функционального подхода правовые льготы можно определить как совокупность правовых норм, закрепляющих дополнительные субъективные права отдельных категорий субъектов российского права.

Правовые льготы весьма разнообразны, их можно классифицировать по различным основаниям. Например, в зависимости от территории действия можно различать правовые льготы, действующие в пределах всей Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

Целевая направленность позволяет классифицировать правовые льготы на экономические и социальные.

В зависимости от выполняемых функций правовые льготы могут иметь компенсаторный или стимулирующий характер.

Предмет правового регулирования позволяет выделять льготы, содержащиеся в нормах конституционного, финансового, административного, иных отраслей права. Следовательно, налоговые льготы являются одной из разновидностей правовых льгот.

Многие ученые обращают внимание на то, что льготы по налогам и сборам являются составным элементом специального правового статуса лица. Они расширяют правовые возможности налогоплательщика, представляя собой правомерные исключения, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с демократическими процедурами правотворчества [5].

Некоторые ученые исследуют налоговые льготы в разрезе теории правового стимулирования. Правовые льготы сегодня являются признанной разновидностью правовых стимулов [6].

Д. В. Булгак определяет налоговые льготы как выгодные условия, предоставляемые налогообязанным лицам для сокращения объема налоговых обязательств на правовой основе, создания благоприятного режима осуществления экономической деятельности [7].

С данной позицией принципиально не согласен Е. А. Еременко, считающий, что налоговые льготы по своей сути противоречат налогам, поскольку являются дополнительным источником финансирования определенных категорий налогоплательщиков [8].

Интересную точку зрения высказал Э. Цыганков. Оценивая правовые условия осуществления инвестиционной деятельности, налоговые льготы ученый рассматривает через призму публичного договора. Отношения между налогоплательщиком и государством, по его мнению, строится на основе принципа инвестиции в обмен на налоговые преимущества [9, с.4].

Б. А. Назаренко отождествляет налоговые льготы и налоговую оптимизацию [10]. А. И. Бабкин оценивает как синонимы налоговые льготы и налоговые преференции [11]. С их позицией принципиально не согласен О. Ю. Горбачева. Она справедливо подчеркивает, то термин преференции является категорией таможенного права, он не используется наукой финансового права и законодателем [12].

Статья 56 Налогового кодекса Российской Федерации признает льготами по налогам и сборам предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере [13].

В течение длительного периода времени налоговая льгота рассматривалась как элемент налогообложения, позволяющий налогоплательщику получить определенную экономическую выгоду.

Новый акцент в понимании налоговой льготы сделала судебная практика. По мнению ВАС Российской Федерации, с которым согласилось Министерство финансов Российской Федерации [14], освобождение от уплаты налога относится к категории льгот только в том случае, если оно нацелено на предоставление преимуществ одних категорий лиц по сравнению с другими. Если же налоговые преимущества являются частью специальных правил налогообложения, налоговыми льготами они не являются [15].

Мы разделяем позицию ряда ученых, которые рассматривают льготы как право на облегченное выполнение обязанностей или освобождение от них [16]. Таким образом, налоговая льгота — это правовой институт, который носит вторичный характер. Сначала законодательно закрепляется налоговая обязанность, только затем может появиться у налогообязанного лица дополнительные преимущества, выражающиеся либо в уменьшении налогового бремени, либо в любом ином облегчении выполнения налоговой обязанности (например, в освобождении от подачи налоговых деклараций).

Поскольку налоговая льгота представляет собой разновидность субъективного права, то налогоплательщик вправе отказаться от ее использования на один или несколько налоговых периодов. Однако в ряде случаев законодатель может ограничить право налогоплательщика не применять налоговую льготу. Это обусловлено тем, что налоговая льгота — это часть юридической конструкции налога. В некоторых случаях отказ лица от использования налоговой льготы может создавать трудности для осуществления налогового контроля, нормального стабильного функционирования экономической и социальной сферы жизни общества. В частности, согласно статье 145 Налогового кодекса Российской Федерации по общему правилу организации и индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган уведомления об использовании права на освобождение от уплаты НДС, не могут отказаться от использования данного права до истечения 12 последовательных календарных месяцев.

Выводы: налоговая льгота представляет собой право лица на освобождение от уплаты фискального платежа при соблюдении законодательно закрепленных условий либо право на облегченное исполнение данным лицом возложенной на него налоговой обязанности. Льгота носит вторичный, производный характер от налоговой обязанности. Она является составным элементом правового режима налогообложения, для которого характерно гармоничное сочетание интересов многих участников налоговых правоотношений.

Налоговая льгота обладает как общими признаками, свойственными всем разновидностям правовых льгот, так и специфическими, позволяющими выделять их в самостоятельную группу, а именно:

а) налоговые льготы — это правомерные исключения из общих правил налогообложения являющиеся:

‒ одной из форм выражения принципа справедливости;

‒ составным элементом проявления действия регулирующей и стимулирующей функции налогов;

б) налоговые льготы являются основанием для дифференциации налогоплательщиков на льготные и общие категории налогоплательщиков, выделения льготного и общего режимов налогообложения;

в) налоговые льготы могут содержаться только в актах законодательства о налогах и сборах;

г) налоговые льготы — субъективное право налогоплательщика, использование которого обусловлено его волей. Содержательно оно выражается в уменьшении налогового бремени либо предоставлении иных налоговых преимуществ.

http://moluch.ru/archive/115/30582/

Понятие налоговых льгот и их отличительные характеристики

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (ст. 56НКРФ.).

Отличительные черты налоговых льгот.

Ограниченная сфера применения.

Признаки налоговых льгот установленных законодательством РФ

  • 1. Законность их установления
  • 2. Недопустимость индивидуального (персонифицированного) характера установления льгот.
  • 3. Недопустимость дискриминационного характера установления льгот.
  • 4. Добровольность применения льгот.
  • 5. Создание налоговых преимуществ .

Классификация налоговых льгот по элементам налога (форме представления)

Классификация налоговых льгот

Виды налоговых льгот

По целевому использованию высвобожденных средств

По субъектам воздействия

  • · предоставляемые конечному потребителю (стимулирование потребления)
  • · предоставляемые экономическим агентам, не являющиеся конечными потребителями (стимулирование производства и распределения)

По периоду действия

  • · льготы, период применения которых не определен
  • · льготы, период применения которых определен

По компетенции установления и масштабу применения

  • · федеральные (общегосударственные)
  • · региональные
  • · местные

По элементам налога (форме представления)

  • · освобождение от налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков
  • · уменьшение объекта налогообложения
  • · уменьшение (ограничение) налоговой базы
  • · применение специальных методов налогового учета
  • · увеличение налогового (отчетного) периода
  • · уменьшение суммы налога, подлежащей уплате в бюджет
  • · рассрочка и отсрочка уплаты налогов (сборов)

Освобождение от налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков — это льгота, предоставляемая по элементу «субъект налогообложения». Сфера применения таких льгот довольно широка — они встречаются в большинстве европейских налоговых систем.

Наиболее востребованной разновидностью льгот этой группы являются «налоговые каникулы», которые представляют собой освобождение определенных групп плательщиков от налогообложения на определенный период. Назначение этой льготы — предоставление налоговой поддержки отдельным секторам экономики или отраслям, а также стимулирование инвестиций.

Уменьшение объекта налогообложения — это группа льгот, которая предполагает исключение из объекта налогообложения отдельных его элементов, которые не учитываются при дальнейшем исчислении налоговых обязательств.

пример подобных льгот : перечень операций, освобожденных от НДС. К этой группе также может быть отнесено, например, освобождение от налогообложения прибыли, полученной предприятиями и организациями общественных организаций инвалидов (при соблюдении установленных ограничений.

Налоговая скидка — предусматривает исключение из исчисленной суммы налога какой-либо ее части. Эта часть может быть установлена как в процентном выражении от суммы налога (в большинстве случаев до 50%), так и в абсолютном выражении.

Налоговый кредит — уменьшение суммы налога, подлежащего уплате, на величину понесенных плательщиком целевых расходов. Налоговый кредит более благоприятен для плательщика, поскольку его затраты уменьшаются на полную сумму предоставленного освобождения. Льгота в виде налогового кредита широко применяется за рубежом для стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности. Этот вид льготы может быть использованы также для стимулирования деятельности, связанной с осуществлением природоохранных мероприятий, решением социальных задач (например, создание новых рабочих мест, в том числе для инвалидов, развитие социальной инфраструктуры предприятий и т.п.).

В мировой практике в качестве налоговых льгот применяются два вида налогового кредита.

Простой (объемный) налоговый кредит предполагает уменьшение суммы налога на полную сумму понесенных целевых затрат или ее часть.

Приростной налоговый кредит предполагает уменьшение суммы налога на полную или частичную сумму прироста соответствующих затрат в отчетном периоде по отношению к установленной базе (например, среднегодовые фактические затраты прошлых периодов или среднеотраслевые затраты, приведенные к фактическому объему деятельности).

http://vuzlit.ru/1234017/ponyatie_nalogovyh_lgot_otlichitelnye_harakteristiki

Налоговая политика государства на 2018-2020 годы

Налоговая политика — это действия государства в области налогов и налогообложения. План намерений и действий в налоговой сфере, предпринимаемых государством, разрабатывает Минфин России (абз. 5 ст. 165 Бюджетного кодекса РФ)

Налоговая политика России

Налоговая политика является только частью стратегии развития государства. Налоговая политика не может существовать обособленно от планов развития других направлений социально-экономической политики. Объединить все направления позволяет закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ.

Документ «Основные направления налоговой политики» содержит следующую информацию:

  • Налоговая нагрузка, анализ и уровень. Сравнение этого показателя в России и зарубежных странах.
  • Меры, планируемые в рассматриваемом периоде.

Таким образом, документ, посвященный налоговой политике, имеет стройную и последовательную структуру.

ВАЖНО! Предлагаемые меры не применяются обособленно, а являются последовательным продолжением предыдущих действий государства. Кроме того, анализируется текущая ситуация в мире.

Основные направления налоговой политики РФ на современном этапе

До появления ч. I НК РФ налоги и сборы в РФ регулировались отдельными нормативными актами. Веденная в действие 31.07.1998 ч. I НК РФ стала 1-м документом, в котором была обобщена информация о видах налогов, налогоплательщиках, налоговом контроле, налоговых правонарушениях и другая информация, общая для всех налогов.

Следующим шагом в наведении налогового порядка стала ч. II НК РФ. В ней появились главы, посвященные отдельным налогам, касающиеся их плательщиков, налоговой базы, деклараций и сроков.

Достаточно революционным стало введение гл. 25 НК РФ, посвященной налогу на прибыль. Она вступила в действие 01.01.2002. Именно тогда произошло выделение налогового учета. У многих хозяйственных операций появилась двойная оценка, возникли новые понятия: ОНА, ОНО.

Сейчас НК РФ — это документ, который содержит полную информацию о налоговой системе. Именно в него вносятся изменения при смене налоговой политики.

Налоговая политика на современном этапе развивается в следующих направлениях:

  • Определен перечень налогов. В последнее время этот список не увеличивался.
  • Причесывается порядок расчета существующих налогов, устраняются неточности в формулировках, учитываются изменения, вносимые в другие нормативные акты.
  • Совершенствуется система налогового администрирования.
  • Критерии проверок стали доступными.
  • Появились налоговые каникулы.

Налоговая политика на современном этапе направлена на совершенствование действующего законодательства.

Основные направления налоговой политики на 2017-2019 годы

Документ, содержащий основные направления налоговой политики на данный временной промежуток, представленный Минфином России, был одобрен Правительством РФ 13.10.2016. Называется он «Основные направления налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов». Раздел «Основные меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2017 году и плановом периоде 2018-2019 годов» начинается с исполнения Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ.

С целью стимулирования малого и среднего бизнеса предполагается, что:

  • Физических лиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями и при этом оказывают некоторые виды услуг другим физическим лицам, освободить от уплаты НДФЛ и страховых взносов до 31.12.2018 при условии, что они добровольно подадут уведомление об осуществлении ими такой деятельности. Эта мера реализована с 01.01.2017 с принятием закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2016 № 401-ФЗ.
  • ИП на ПСН и ЕНВД предоставят возможность уменьшения налога на сумму приобретения онлайн-кассы в размере 18 000 руб. за 1 аппарат. Эта мера реализована с принятием закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» от 27.11.2017 № 349-ФЗ, который вступил в силу с 01.01.2018.
  • ИП на патенте предоставят возможность уменьшить стоимость патента на сумму страховых взносов (по аналогии с плательщиками на ЕНВД и УСН).
  • Несвоевременная уплата патента будет исключена из оснований для прекращения ПСН. Эта мера реализована с 01.01.2017 с принятием закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2016 № 401-ФЗ.

Физических лиц предполагалось освободить от налогообложения купонного дохода по облигациям (с 01.01.2018 доходы от облигаций, эмитированных российскими организациями в рублях с 01.01.2017, облагаются НДФЛ по аналогии с банковскими вкладами, закон «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» от 03.04.2017 № 58-ФЗ). То есть с 01.01.2018 в налоговую базу попадает не вся сумма купонного дохода, а разница между суммой выплаты процентов (купона) и суммой процентов, рассчитанной исходя из номинальной стоимости облигаций и ставки рефинансирования Банка России, увеличенной на пять процентных пунктов, действующей в течение периода, за который был выплачен купонный доход.

В качестве других мер в области налоговой политики в 2017-2019 годах планировалось:

  • Совершенствовать налоговое администрирование в части увеличения размера пени для юридических лиц; внесения в НК изменений, не предполагающих увязку уплаты налога (сбора, страхового взноса) и характеристик лица, которые осуществляют их уплату; урегулирования порядка уплаты госпошлины в МФЦ без взимания комиссии; предоставления возможности заблаговременного переноса срока уплаты налога, уменьшение штрафа для физических лиц в случае уплаты недоимки и пени до вступления в силу решения о привлечения к ответственности за налоговое правонарушение.
  • Оптимизировать действующие налоговые льготы путем их поэтапной отмены.

Часть из этих мер в настоящее время уже реализована, часть только готовится к реализации.

Налоговая политика государства на 2018-2020 годы

Основные направления налоговой политики государства на 2018 и плановые 2019-2020 годы можно посмотреть в проекте «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», размещенном на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации 03.10.2017.

В проекте этого документа декларируется:

  • неповышение уровня налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков;
  • завершение работы по систематизации правил установления и взимания неналоговых платежей;

О планах Минфина РФ по налогообложению ИП и самозанятых лиц смотрите в материале «Нас ждет новый налоговый режим?» .

Нефтедобывающие компании ожидает введение новой системы налогообложения — налога на добавленный доход (НДД). Предполагается, что он будет распространяться на пилотные объекты, включающие как новые, так и зрелые месторождения. Налоговой базой по этому налогу предполагается установить расчетные доходы от добычи углеводородного сырья за вычетом фактических эксплуатационных и капитальных расходов по разработке участков недр. А ставка по налогу рассматривается на уровне 50%.

Основные направления налоговой политики на 2018 год

Итак, чего же нам ждать от государства в 2018 году:

  • Совершенствования налогового администрирования.
  • Создания кодекса неналоговых платежей.
  • Сокращения федеральных льгот и передачи полномочий по установлению льгот на региональный (местный уровень).
  • Изменения налогового законодательства, затрагивающего либо отдельные категории налогоплательщиков, либо отдельные операции по различным видам налогов.

В целом налоговая политика государства продолжает курс, начатый в предыдущие годы.

Итоги

Обычно Минфин России задолго до начала наступающего года публикует на своем сайте налоговую политику — перечень мероприятий, которые планируется провести в ближайший год. В ней рассматриваются планы и на 2 последующих года. Но проект налоговой политики на 2018-2020 годы был размещен на сайте Минфина РФ только 03.10.2017 и до настоящего времени не был одобрен Правительством РФ. С помощью налоговой политики Минфин России пытается выполнить следующие основные задачи: создать предсказуемые фискальные условия, сбалансировать федеральный и региональные бюджеты, сократить теневой сектор экономики. Частично планы Минфина РФ по решению этих задач уже реализованы, и в НК РФ внесены соответствующие изменения, а какие-то меры еще разрабатываются. Останутся планы Минфина Россиитолько планами или будут реализованы путем изменения законодательства о налогах и сборах, покажет время.

http://zen.yandex.ru/media/id/5a93fcaafd96b1bd3c0893c8/5afc9dad3dceb7fc69140a2c

Введение

Актуальность исследования понятия льготы в налоговом праве и видов налоговых льгот обусловлена отсутствием сколько-нибудь законченного современного финансово-юридического учения о налоговых льготах, которое бы могло послужить правильному пониманию такого многосложного юридического явления как налоговая льгота. Неразработанность подобного учения, в свою очередь, является следствием неразработанности учения о льготах в праве вообще, так и несогласованность в подходах к классификации налоговых льгот в российской правовой литературе.

Цель работы — изучение понятия и видов льготы в налоговом праве.

— определить понятие льготы в системе налогового права;

— охарактеризовать подходы к классификации налоговых льгот в правовой литературе.

Сущность, функции и роль налоговых льгот относятся к числу недостаточно изученных и дискуссионных вопросов в налоговой теории. Исследованию теоретических аспектов налоговых льгот посвящены работы таких авторов, как B.C. Бард, СВ. Барулин, Н.Г. Вишневская, И.В. Горский, В.Г. Пансков, С. Никитин, И. Николаев, Л.П.Павлова, Н.И. Сидорова, СВ. Бадьина, И.П. Мерзляков и другие. Нет единого мнения относительно сущности налоговых льгот.

Структура работы: введение, два пункта, заключение, список используемых источников.

Понятие и функции налоговой льготы

Льгота, по определению А.В. Малько, выражается в предоставлении каких-либо преимуществ, или частичном освобождении от выполнения обязанностей, или облегчении условий их выполнения, стимулируя тем самым конкретное поведение лиц. Он характеризует присущие правовым льготам признаки [9, с.66]:

— во-первых, они сопровождаются более полным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности, что обязательно должно осуществляться в рамках общественных интересов;

— во-вторых, правовые льготы представляют собой исключения из общих правил, отклонения от единых требований нормативного характера, выступают способом юридической дифференциации;

— в-третьих, правовые льготы выступают правомерными исключениями, законными изъятиями, установленными компетентными органами в нормативных актах.

Правовая льгота — это юридическое средство, с помощью которого создается режим благоприятствования для удовлетворения интересов и потребностей субъектов, имеющих для последних компенсационное либо стимулирующее значение.

Налоговая льгота, как и любое другое специфическое понятие, обозначающее юридическое явление, нуждается в определении. Налоговыми льготами или льготами по налогам и сборам, принято называть те преимущества, которые предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, по сравнению с другими плательщиками. В том числе понятие налоговых льгот включает в себя возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере, что следует из ст. 56 НК РФ.

Налоговая льгота — это полное или частичное освобождение от уплаты налога, предоставленное налоговым законодательством при наличии объекта налогообложения, а также иное смягчение налогового бремени для налогоплательщика.

Налоговая льгота — это разновидность правовой, под которой понимается правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы, и выражающая как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей [10, с.484].

Налоговые льготы — важнейший элемент любого налога, имеющий исключительный характер. Цель налоговых льгот — сокращение налогового обязательства налогоплательщика, реже — отсрочка и рассрочка платежа, что, в конечном счете, косвенно также приводит к сокращению налоговых обязательств (отсрочку или рассрочку платежа можно рассматривать как фактическое представление бесплатного или льготного кредита).

В науке финансового и налогового права учеными по разному характеризуется понятие налоговых льгот и их классификация. Так, по мнению Ю.А. Крохиной, льготами по налогам и сборам признаются определенные преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков. Льготы по налогам могут быть в качестве:

а) возможности не уплачивать налог или сбор;

б) возможности уплачивать налог или сбор в размере меньшем, чем установленный общими нормами соответствующей главы Налогового кодекса [6, с. 62].

Однако в Налоговом кодексе отсутствует полный перечень видов налоговых льгот, не признаются таковыми и общие для многих налогоплательщиков налоговые вычеты и скидки, что противоречит общепринятому подходу к пониманию налоговых льгот как инструмента налогового регулирования. Общие налоговые вычеты и скидки, так же как и другие виды налоговых льгот, в том числе специальные или частные, имеют ту или иную регулирующую направленность (стимулирующую, инвестиционную, социальную и т.д.). Кроме того, законодатель не связывает с налоговыми льготами ни отсрочку (рассрочку) налогов, ни налоговый кредит, включая инвестиционный, он рассматривает их как возможный способ изменения срока исполнения налогового обязательства, лишая эти льготы регулирующей функции.

Налоговые льготы — неотъемлемая часть налоговой системы любого государства рыночного типа, предусматривающая определенные преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими налогоплательщиками.

Налоговые льготы — предмет острых дискуссий. С одной стороны, налоговые льготы являются рыночным методом регулирования экономики, помогающим решать отдельные социально-экономические вопросы. С другой стороны, налоговые льготы нарушают принцип справедливости, льготный режим для одних налогоплательщиков в условиях дефицита бюджета означает дополнительное бремя для других.

С одной стороны, они делают налоговую систему более гибкой по отношению к отдельным категориям налогоплательщиков. С другой стороны, усложняют технологию взимания налога, превращают контроль за соблюдением налогового законодательства в неоправданно сложную задачу.

Недостатки существующих льгот сосредоточены не в самой категории «льготы», а в том, что отсутствует научный подход к их предоставлению.

Разрабатывая систему налоговых послаблений, необходимо соблюдать баланс: ни стимулирующая, ни фискальная функции налогов не должны преобладать. Совершенно справедливо по этому поводу отмечает В.В. Гриценко, что налоговая система России представляет собой своеобразный баланс, где послабление в одной сфере влечет за собой ухудшение в другой [5, с. 16].

Воздействие, оказываемое на налогоплательщика для достижения какого-либо результата, не может быть основной целью налога. И если какие-либо налоговые платежи начинают выполнять регулирующие функции, не преследуя фискальные цели, то они перестают выступать налогами в строгом смысле слова [12, с. 25]. Поэтому эффективность налоговых льгот (как составляющая часть регулирующей функции) должна опираться на потенциальную возможность пополнения бюджета как результата роста экономических показателей.

Кроме фискальной и стимулирующей функции, налоговые льготы иногда выполняют компенсационную функцию, что наиболее характерно для налоговых льгот, носящих характер социальной помощи. Компенсационный характер налоговых льгот состоит в создании примерно равных возможностей для развития лиц, находящихся в неравных условиях в силу биологических (инвалидность) и социальных причин. Государство гарантирует предоставление льгот по уплате федеральных налогов, сборов, пошлин и других платежей в бюджеты всех уровней всероссийским общественным объединениям инвалидов, их организациям, находящимся в их собственности предприятиям, учреждениям, уставный капитал которых состоит из вклада указанных общественных объединений инвалидов.

Однако в большинстве случаев налоговые льготы призваны выполнять именно стимулирующую функцию и устанавливаются в целях развития производства, предпринимательства, фермерства, благотворительности, инвестиционной деятельности.

http://studbooks.net/992764/pravo/ponyatie_funktsii_nalogovoy_lgoty

Льготы в налоговом праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 10:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы — изучение понятия и видов льготы в налоговом праве.
Задачи:
— определить понятие льготы в системе налогового права;
— охарактеризовать подходы к классификации налоговых льгот в правовой литературе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..…3
1. Понятие и функции налоговой льготы………………………………….4
2. Виды и классификация налоговых льгот……………………………….8
Заключение…………………………………………………………………13
Список использованных источников……………………………………..15

Вложенные файлы: 1 файл

Контр. по Налог. пр..doc

1. Понятие и функции налоговой льготы…………………………………. 4

2. Виды и классификация налоговых льгот……………………………….8

Список использованных источников……………………………………..15

Актуальность исследования понятия льготы в налоговом праве и видов налоговых льгот обусловлена отсутствием сколько-нибудь законченного современного финансово-юридического учения о налоговых льготах, которое бы могло послужить правильному пониманию такого многосложного юридического явления как налоговая льгота. Неразработанность подобного учения, в свою очередь, является следствием неразработанности учения о льготах в праве вообще, так и несогласованность в подходах к классификации налоговых льгот в российской правовой литературе.

Цель работы — изучение понятия и видов льготы в налоговом праве.

— определить понятие льготы в системе налогового права;

— охарактеризовать подходы к классификации налоговых льгот в правовой литературе.

Сущность, функции и роль налоговых льгот относятся к числу недостаточно изученных и дискуссионных вопросов в налоговой теории. Исследованию теоретических аспектов налоговых льгот посвящены работы таких авторов, как B.C. Бард, СВ. Барулин, Н.Г. Вишневская, И.В. Горский, В.Г. Пансков, С. Никитин, И. Николаев, Л.П.Павлова, Н.И. Сидорова, СВ. Бадьина, И.П. Мерзляков и другие. Нет единого мнения относительно сущности налоговых льгот.

Структура работы: введение, два пункта, заключение, список используемых источников.

1. Понятие и функции налоговой льготы

Льгота, по определению А.В. Малько, выражается в предоставлении каких-либо преимуществ, или частичном освобождении от выполнения обязанностей, или облегчении условий их выполнения, стимулируя тем самым конкретное поведение лиц. Он характеризует присущие правовым льготам признаки [9, с.66]:

— во-первых, они сопровождаются более полным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности, что обязательно должно осуществляться в рамках общественных интересов;

— во-вторых, правовые льготы представляют собой исключения из общих правил, отклонения от единых требований нормативного характера, выступают способом юридической дифференциации;

— в-третьих, правовые льготы выступают правомерными исключениями, законными изъятиями, установленными компетентными органами в нормативных актах.

Правовая льгота — это юридическое средство, с помощью которого создается режим благоприятствования для удовлетворения интересов и потребностей субъектов, имеющих для последних компенсационное либо стимулирующее значение.

[2]

Налоговая льгота, как и любое другое специфическое понятие, обозначающее юридическое явление, нуждается в определении. Налоговыми льготами или льготами по налогам и сборам, принято называть те преимущества, которые предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, по сравнению с другими плательщиками. В том числе понятие налоговых льгот включает в себя возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере, что следует из ст. 56 НК РФ.

Налоговая льгота — это полное или частичное освобождение от уплаты налога, предоставленное налоговым законодательством при наличии объекта налогообложения, а также иное смягчение налогового бремени для налогоплательщика.

Налоговая льгота — это разновидность правовой, под которой понимается правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы, и выражающая как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей [10, с.484].

Налоговые льготы — важнейший элемент любого налога, имеющий исключительный характер. Цель налоговых льгот — сокращение налогового обязательства налогоплательщика, реже — отсрочка и рассрочка платежа, что, в конечном счете, косвенно также приводит к сокращению налоговых обязательств (отсрочку или рассрочку платежа можно рассматривать как фактическое представление бесплатного или льготного кредита).

В науке финансового и налогового права учеными по разному характеризуется понятие налоговых льгот и их классификация. Так, по мнению Ю.А. Крохиной, льготами по налогам и сборам признаются определенные преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков. Льготы по налогам могут быть в качестве:

а) возможности не уплачивать налог или сбор;

[3]

б) возможности уплачивать налог или сбор в размере меньшем, чем установленный общими нормами соответствующей главы Налогового кодекса [6, с. 62].

Однако в Налоговом кодексе отсутствует полный перечень видов налоговых льгот, не признаются таковыми и общие для многих налогоплательщиков налоговые вычеты и скидки, что противоречит общепринятому подходу к пониманию налоговых льгот как инструмента налогового регулирования. Общие налоговые вычеты и скидки, так же как и другие виды налоговых льгот, в том числе специальные или частные, имеют ту или иную регулирующую направленность (стимулирующую, инвестиционную, социальную и т.д.). Кроме того, законодатель не связывает с налоговыми льготами ни отсрочку (рассрочку) налогов, ни налоговый кредит, включая инвестиционный, он рассматривает их как возможный способ изменения срока исполнения налогового обязательства, лишая эти льготы регулирующей функции.

Налоговые льготы — неотъемлемая часть налоговой системы любого государства рыночного типа, предусматривающая определенные преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими налогоплательщиками.

Налоговые льготы — предмет острых дискуссий. С одной стороны, налоговые льготы являются рыночным методом регулирования экономики, помогающим решать отдельные социально-экономические вопросы. С другой стороны, налоговые льготы нарушают принцип справедливости, льготный режим для одних налогоплательщиков в условиях дефицита бюджета означает дополнительное бремя для других.

С одной стороны, они делают налоговую систему более гибкой по отношению к отдельным категориям налогоплательщиков. С другой стороны, усложняют технологию взимания налога, превращают контроль за соблюдением налогового законодательства в неоправданно сложную задачу.

Недостатки существующих льгот сосредоточены не в самой категории «льготы», а в том, что отсутствует научный подход к их предоставлению.

Разрабатывая систему налоговых послаблений, необходимо соблюдать баланс: ни стимулирующая, ни фискальная функции налогов не должны преобладать. Совершенно справедливо по этому поводу отмечает В.В. Гриценко, что налоговая система России представляет собой своеобразный баланс, где послабление в одной сфере влечет за собой ухудшение в другой [5, с. 16].

Воздействие, оказываемое на налогоплательщика для достижения какого-либо результата, не может быть основной целью налога. И если какие-либо налоговые платежи начинают выполнять регулирующие функции, не преследуя фискальные цели, то они перестают выступать налогами в строгом смысле слова [12, с. 25]. Поэтому эффективность налоговых льгот (как составляющая часть регулирующей функции) должна опираться на потенциальную возможность пополнения бюджета как результата роста экономических показателей.

Кроме фискальной и стимулирующей функции, налоговые льготы иногда выполняют компенсационную функцию, что наиболее характерно для налоговых льгот, носящих характер социальной помощи. Компенсационный характер налоговых льгот состоит в создании примерно равных возможностей для развития лиц, находящихся в неравных условиях в силу биологических (инвалидность) и социальных причин. Государство гарантирует предоставление льгот по уплате федеральных налогов, сборов, пошлин и других платежей в бюджеты всех уровней всероссийским общественным объединениям инвалидов, их организациям, находящимся в их собственности предприятиям, учреждениям, уставный капитал которых состоит из вклада указанных общественных объединений инвалидов.

Однако в большинстве случаев налоговые льготы призваны выполнять именно стимулирующую функцию и устанавливаются в целях развития производства, предпринимательства, фермерства, благотворительности, инвестиционной деятельности.

2. Виды и классификация налоговых льгот

Исследуя налоговые льготы, невозможно обойти стороной их классификацию.

По мнению С.В. Барулина и А.В. Макрушина, все налоговые льготы можно разделить на три основные группы:

В основе такой общей классификации лежат различия в методах льготирования в результате их влияния на изменение какого-либо конкретного элемента структуры налога (объект, субъект, ставка, налоговая база, окладная сумма налога). Кроме того, все налоговые льготы можно классифицировать по ряду признаков на следующие группы:

1) личные и для юридических лиц;

2) общие для всех налогоплательщиков льготы и специальные (частные) налоговые льготы для отдельных категорий плательщиков;

3) безусловные и условные налоговые льготы;

4) общеэкономические и социальные налоговые льготы.

В первую группу льгот входят налоговая амнистия, налоговые льготы, налоговые изъятия, налоговые каникулы, понижение налоговых ставок [4, с. 39].

Налоговая амнистия — это освобождение лица, совершившего налоговое правонарушение, от соответствующих штрафных санкций за эти нарушения. В настоящее время действует ряд нормативно-правовых актов, в той или иной степени касающихся налоговой амнистии, в том числе и Налоговый кодекс Российской Федерации. В частности, ст.81 НК РФ содержит условия освобождения налогоплательщика от налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений при обнаружении им ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате.

Статьей 59 НК РФ предусматривается возможность списания безнадежных долгов по налогам и сборам по причинам экономического, социального или юридического характера. Способы налоговой амнистии определяются целями ее проведения [2].

Налоговые льготы — это предусмотренные действующими правовыми актами возможности полного или частичного освобождения от того или иного налога.

Налоговые льготы могут косвенно воздействовать на социально-экономические процессы — поощрение определенных видов деятельности, регулирование внутрихозяйственного распределения прибыли (прежде всего в целях стимулирования ее производительного использования), оказание поддержки определенным социальным группам и т.д. Поэтому можно говорить о льготах как об одном из элементов налогового режима, определяющего возникновение и исполнение налоговой обязанности.

Налоговые изъятия представляют собой выведение из под налогообложения отдельных элементов объекта налога.

Налоговые каникулы — это полное освобождение от налогообложения на определенный период времени.

Понижение налоговых ставок предполагает частичное или полное освобождение от уплаты налога, исчисленного по полной ставке, путем применения льготных размеров ставки.

Наиболее сложным элементом в системе налоговых льгот — это налоговый кредит. Статьей 65 НК РФ определяются порядок и условия предоставления налогового кредита, а также сроки и наличие оснований. Основания предоставления налогового кредита предусмотрены нормами ст.64 (пп.1 — 3 п.2). Однако налоговый кредит в Налоговом кодексе РФ вообще оторван от налоговых льгот и односторонне определяется как изменение срока исполнения налогового обязательства на период от трех месяцев до одного года с поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы кредита, а отсрочка (рассрочка) налогового платежа отрывается от общего понятия налогового кредита.

Инвестиционный налоговый кредит является наиболее перспективной формой налогового регулирования. Это самостоятельный вид целевого налогового кредита, связанный исключительно со стимулированием инвестиционной и инновационной деятельности предприятий. Понятие, порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита регламентируются ст.ст.66 и 67 НК РФ [2]. Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Налоговым кодексом Российской Федерации введено новое понятие «специальные налоговые режимы» (ст.18 НК РФ). Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и порядке, установленных законодательством о налогах и сборах.

К специальным налоговым режимам относятся:

— упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства,

— система налогообложения в свободных экономических зонах,

— система налогообложения в закрытых административно- территориальных образованиях,

— система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции.

Данными режимами не могут вводиться более жесткие условия налогообложения по сравнению с общими условиями.

http://www.myunivercity.ru/%D0%9D%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE/%D0%9B%D1%8C%D0%B3%D0%BE%D1%82%D1%8B_%D0%B2_%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BC_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B5/166465_2247832_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B01.html

Литература

  1. Семенова, Анастасия Дом — зеркало судьбы. Как приворожить удачу для всей семьи; СПб: Невский проспект, 2013. — 157 c.
  2. Михайловская, И. Б. Суды и судьи. Независимость и управляемость / И.Б. Михайловская. — М.: Проспект, 2014. — 124 c.
  3. Дмитриева, Т.Б. Клиническая и судебная подростковая психиатрия / Т.Б. Дмитриева. — М.: Медицинское Информационное Агентство (МИА), 2017. — 981 c.
  4. Троицкий, Н. А. Корифеи российской адвокатуры: моногр. / Н.А. Троицкий. — М.: Центрполиграф, 2015. — 416 c.
  5. Волкова Т. В., Гребенников А. И., Королев С. Ю., Чмыхало Е. Ю. Земельное право; Ай Пи Эр Медиа — Москва, 2010. — 328 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях