WordPress

Льготы по специальной оценке условий труда

Льготы по специальной оценке условий труда - картинка 1
Важная информация: "Льготы по специальной оценке условий труда" с полным описанием проблематики и комментариями специалистов. Все вопросы можно задать дежурному юристу.

С 1 января 2020 года усиливается контроль за внесением сведений о результатах специальной оценки условий труда в ФГИС СОУТ

Закреплена обязанность организаций, проводящих специальную оценку условий труда, по передаче в ФГИС СОУТ определенных сведений и получению для предстоящей специальной оценки условий труда идентификационного номера, который присваивается в автоматическом режиме и включается в отчет о ее проведении.

В отчет о проведении специальной оценки условий труда также будут включаться замечания и возражения работника относительно ее результатов, представленные в письменном виде.

Установлены содержание и порядок передачи организацией информации, касающейся проведения специальной оценки условий труда, в Минтруд России.

В случае выявления фактов несоблюдения установленных требований деятельность организации, проводящей специальную оценку условий труда, приостанавливается до момента устранения выявленных нарушений.

Конкретизированы правила использования методик (методов) измерений, состав подлежащих измерению вредных и или опасных факторов производственной среды.

Больше документов и разъяснений по коронавирусу и антикризисным мерам — в системе КонсультантПлюс.

http://www.consultant.ru/law/hotdocs/60322.html/

Спецоценка 2020: что нового

В канун 2020 года президент подписал Федеральный закон, который вносит поправки в закон, регулирующий специальную оценку условий труда (СОУТ). Изменения начали действовать с 1 января 2020 года.

СОУТ — аббревиатура, смысл её следует знать всем нанимателям, у которых трудятся работники в организации. Спецоценка условий труда введена с 2014 года Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Эта процедура заменила аттестацию рабочих мест и во многом ее повторяет. Специальная оценка условий труда — возможность уменьшить риск штрафных санкций и оптимизировать страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Она позволяет выявить вредные факторы производственной среды и трудового процесса, а также распределить условия труда по классам – оптимальные, допустимые, вредные, опасные. По результатам спецоценки разрабатываются мероприятия по улучшению условий труда, обеспечению работников средствами защиты и компенсациями.

Проведение СОУТ является обязанностью каждого работодателя в силу ст. 212 ТК РФ. Спецоценка направлена на обеспечение безопасности и комфорта персонала на рабочих местах, определение гарантий и компенсаций работнику, которые предусмотрены ТК РФ, за вредные и (или) опасные условия труда.

Спецоценка не проводится для надомников, работников, которые трудятся удаленно, лиц, пришедших трудоустраиваться к физическому лицу, без регистрации ИП, религиозных организаций (ч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ).

По общему правилу спецоценка условий труда должна проводиться не реже, чем один раз в пять лет, если нет оснований для внеплановой оценки (ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ). Внеплановую оценку работодатель обязан провести в случае, если на рабочем месте произошел несчастный случай, выявлено профессиональное заболевание от воздействия производственных факторов, работодателем получено соответствующее предписание ГИТ или на проведении СОУТ настаивает профсоюз.

С 1 января 2020 года появился еще один повод для проведения внеплановой СОУТ. Если от сотрудника поступят замечания и возражения по поводу результатов спецоценки на рабочем месте, также обязательна внеплановая оценка.

На проведение внеплановой СОУТ отводится 6 или 12 месяцев с момента наступления одного из указанных случаев (статья 17 Закона № 426-ФЗ).

Также СОУТ — обязательная процедура при введении новых рабочих мест, изменений в технологическом процессе или составе материалов (сырья), применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты.

Подготовка к проведению СОУТ

Для проведения СОУТ первым делом нужно создать комиссию (ст. 9 Закона № 426-ФЗ). Комиссию возглавляет работодатель либо его представитель. В ее состав входят представители работодателя, представители профсоюзной организации. Состав комиссии и график проведения утверждается приказом.

С 1 января 2020 года ст. 9 Закона № 426-ФЗ дополнена следующим замечанием. В случае отсутствия возможности у работодателей — субъектов малого предпринимательства образовать комиссию, полномочия комиссии исполняет работодатель — индивидуальный предприниматель, руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник.

До проведения СОУТ, комиссия составляет перечень рабочих мест для проведения спецоценки. При наличии аналогичных рабочих мест спецоценка проводится только в отношении 20% от их общего числа, но в любом случае их должно быть больше двух (ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ). Результаты спецоценки при этом применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

С 1 января 2020 года компания-оценщик обязана до начала проведения СОУТ зарегистрировать работодателя в ФГИС СОУТ и сообщить ему присвоенный ему этой системой идентификационный номер — без этого номера отчет о СОУТ будет недействительным. Срок – не позднее чем через пять рабочих дней со дня заключения с работодателем гражданско-правового договора. Отчет о проведении специальной оценки условий труда должен будет содержать идентификационный номер.

Идентификация

Идентификация проводится специалистом оценочной фирмы на основе изучения предоставленных работодателем сведений о рабочих местах. Итоги идентификации утверждаются комиссией. Если эксперту достаточно сведений, предоставляемых работодателем, то этап идентификации может быть проведен им без посещения рабочих мест.

Учитывая уровень вредности или уровень опасности, выделяют четыре группы условий труда:

оптимальный уровень — условия труда 1 класса;

допустимый уровень — условия труда 2 класса;

вред — условия труда 3 класса;

опасность — условия труда 4 класса.

От того, к какому классу отнесено рабочее место, определяется тариф, по которому работодатель делает отчисления в Пенсионный фонд. Чем безопаснее условия труда, тем меньше отчисления. Кроме того, по результатам специальной оценки условий труда устанавливается объем различных компенсаций работнику за вредные (опасные) условия: повышенная зарплата, дополнительный отпуск, сокращенная продолжительность рабочего времени, досрочная пенсия.

Рабочие места, на которых вредные факторы не были идентифицированы, а также рабочие места, на которых по результатам СОУТ были определены оптимальные (класс 1) или допустимые (класс 2), условия труда, подлежат декларированию. Работодатель должен подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в местную Государственную инспекцию труда. Срок действия декларации — пять лет со дня внесения сведений о результатах проведения СОУТ в информационную систему. Если во время этого срока с кем-либо из работников, занятых на «задекларированном» рабочем месте, произойдет несчастный случай на производстве, будет диагностировано профессиональное заболевание либо будут зафиксированы нарушения требований охраны труда, действие декларации прекращается. Если же в течение пяти лет действия декларации вышеупомянутых ситуаций не возникнет, то ее действие автоматически продлевается на следующие пять лет.

Оформление результата

Нанимателем, проводившим СОУТ, должна быть составлена отчетность и в ней следует отражать итоги выполненной работы. Этот документ утверждает глава комиссии и ставится подпись её членами. Работодателю нужно в течение 30 дней провести письменное ознакомление сотрудников с итогами специальной оценки условий труда.

[2]

С 1 января 2020 года работник может представлять в письменном виде замечания и возражения относительно результатов специальной оценки условий труда, проведенной на его рабочем месте.

В течение трех рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодатель обязан уведомить об этом специализированную организацию, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета (ч. 5.1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Сделать это можно любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтвердить факт такого уведомления.

При подаче отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работодатель также должен сообщить ФСС результаты СОУТ.

О проведенной СОУТ работодатель размещает данные на своем сайте (при его наличии), в течение тридцати дней с момента полного оформления и принятия отчетности.

С 1 января 2020 года работодателям нельзя применять результаты СОУТ, пока сведения о них не появятся в информационной системе учета. Передавать данные в систему должна организация-оценщик. Об этом она обязана сообщить работодателю в течение трех рабочих дней.

Последствия СОУТ

По итогам СОУТ организуются мероприятия, улучшающие условия труда работников. Так, сотрудники, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными, в зависимости от степени вредности имеют право на сокращенную рабочую неделю не более 36 часов, дополнительный отпуск не менее семи календарных дней и/или компенсацию в размере 4% от оклада (абз. 5 ч. 1 ст. 92, ч. 2 ст. 117, ч. 2 ст. 147 Трудового кодекса). Пункт об условиях труда на соответствующем рабочем месте должен быть включен в трудовой договор с новыми работниками (абз. 9 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). А в договоры с уже работающими сотрудниками следует внести изменения, заключив с ними соответствующее дополнительное соглашение (ст. 72 ТК РФ).

Данные СОУТ могут использоваться в разрешении споров по поводу профессиональных заболеваний, несчастных случаев на производстве и др. Например, в расследовании несчастных случаев важно прежде всего разобраться, что послужило их причиной. Если СОУТ была проведена в определенные законом сроки и с соблюдением всех правил, претензий к работодателю со стороны органов государственного контроля и надзора в сфере охраны труда будет меньше.

Ответственность

Нарушение сроков и порядка проведения спецоценки на рабочих местах является нарушением требований охраны труда. Поэтому, если организация не проведет обязательную специальную оценку условий труда, это будет классифицироваться как нарушение требований охраны труда.

Из ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ следует, что нарушение работодателем установленного порядка проведения спецоценки на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, – в размере от 5000 до 10 000 руб.;

на юридические лица – от 60 000 до 80 000 руб.

За повторное совершение нарушения предусмотрено более жесткое наказание в виде:

штрафа в размере от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификации на срок от одного года до трех лет – для должностных лиц;

от 30 000 до 40 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток – для индивидуальных предпринимателей;

от 100 000 до 200 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток – для организаций.

В случае если в результате непроведения специальной оценки условий труда был нанесен тяжкий вред здоровью человека, работодатель, согласно статье 143 УК РФ, может понести следующие наказания:

штраф до 400 000 рублей или в размере заработной платы либо иного дохода, осужденного за период до 18 месяцев;

180–240 часов обязательных работ, либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо принудительные работы на срок до 1 года;

лишение свободы на срок до 1 года, возможно — с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в течение еще 1 года после окончания срока лишения свободы.

Если непроведение СОУТ повлекло за собой смерть одного человека последует наказание в виде принудительных работ или лишения свободы на срок уже до 4 лет, возможно — с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в течение еще 3 лет после окончания срока наказания. Если последствиями непроведения СОУТ стала смерть двух и более человек, срок принудительных работ или лишения свободы может составить до 5 лет. Помимо прямой угрозы наказания за непроведение СОУТ, работодатель рискует косвенно, если выбирает сомнительную организацию для подготовки отчета об условиях труда на его предприятии.

Документ: Федеральный закон от 27.12.2019 № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда»

Льготы по специальной оценке условий труда - картинка 3

Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Я ндекс Дзен!

http://www.buhgalteria.ru/article/spetsotsenka-2020-chto-novogo

СОУТ 2020: правила, изменения

Специальная оценка условий труда (СОУТ) пришла на замену аттестации рабочих мест в 2014 году. Она была введена законом № 426-ФЗ от 28.12.2013 «О специальной оценке условий труда». С 01.01.2020 вступает в силу ряд изменений в СОУТ.

Для каких рабочих мест проводится СОУТ

СОУТ проводится для рабочих мест любых компаний независимо от их масштаба, сферы деятельности или формы собственности. Исключения сделаны только для 3 категорий работников:

  • оказывающих услуги только религиозным организациям или физическим лицам;
  • надомных работников;
  • работников, работающих в удаленном режиме.

Кто может проводить СОУТ

СОУТ может проводить только независимая специализированная организация с действующей аккредитацией . В ней должно быть не меньше 5 сертифицированных экспертов для выполнения СОУТ и как минимум один эксперт с высшим образованием по одной из специальностей: санитарно-гигиенические лабораторные исследования, гигиена труда или общая гигиена. Еще одно обязательное условие: наличие испытательной лаборатории, аккредитованной на право выполнения измерений вредных или опасных факторов на рабочих местах и проведения исследований.

Какова периодичность проведения СОУТ

СОУТ проводится 1 раз в 5 лет. Внеплановые спецоценки назначаются в следующих случаях:

  • выявлено профзаболевание;
  • произошел несчастный случай;
  • изменен технологический процесс, заменено оборудование, используемое сырье и материалы;
  • выявлены нарушения трудовой инспекцией;
  • по предложению профсоюза.

Какие штрафы предусмотрены за непроведение СОУТ или проведение с нарушениями

За непроведение или проведение СОУТ с нарушениями предусмотрены следующие штрафы:

Как проводится СОУТ

Процедура проведения СОУТ включает в себя следующие этапы:

  • Предприятие создает комиссию, которая составляет перечень рабочих мест для проведения спецоценки и определяет, какие из них являются аналогичными по условиям труда.
  • Предприятие заключает договор на проведение СОУТ с аккредитованной организацией.
  • Эксперты аккредитованной организации устанавливают наличие или отсутствие вредных или опасных факторов на рабочих местах и интенсивность их воздействия на работников.
  • По результатам измерений и обследований эксперты присваивают рабочим местам определенный класс условий труда.
  • Специалисты аккредитованной организации готовят отчет по результатам спецоценки, утверждают его у работодателя и направляют информацию о проведенной спецоценке в Федеральную государственную информационную систему учета результатов СОУТ.
  • Предприятие проводит ознакомление своих сотрудников с результатами СОУТ и при необходимости вносит изменения в организацию их работы.

Что зависит от результатов СОУТ

По результатам СОУТ рабочим местам присваивается один из четырех классов условий труда. От этого показателя зависят компенсации для работников и размеры дополнительных взносов на пенсионное страхование.

Что изменится в 2020 году

Для предприятий и индивидуальных предпринимателей с 01.01.2020 вступят в силу следующие изменения:

  • Периодичность проведения СОУТ будет исчисляться не с момента утверждения отчета о проведении спецоценки, а с момента внесения информации о ее результатах в Федеральную государственную информационную систему учета результатов СОУТ (ФГИС СОУТ).
  • Штрафы за непроведение или проведение с нарушениями СОУТ будут начисляться в автоматическом режиме на основании данных, содержащихся во ФГИС СОУТ.
  • Предприятие или индивидуальный предприниматель смогут использовать результаты спецоценки только после внесения информации во ФГИС СОУТ.
  • Предприятие или индивидуальный предприниматель должны будут утверждать отчет о проведении СОУТ в течение 30 календарных дней после его направления аккредитованной организацией.
  • Руководитель предприятия или индивидуальный предприниматель при отправлении электронной версии утвержденного отчета о проведении СОУТ в аккредитованную организацию должен будет заверять ее усиленной квалифицированной электронной подписью.
  • Предприятие или индивидуальный предприниматель будут иметь право требовать от аккредитованной организации подтверждения факта размещения соответствующей информации во ФГИС СОУТ.

Центр сертификации «Гарант» аккредитован на проведение СОУТ. Мы гарантируем быстрый и точный результат.

http://zen.yandex.ru/media/id/5cb43d47a6526600b355b80a/sout-2020-pravila-izmeneniia-5e42c4cb7c380d285fd2f364

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЛЬГОТ ПОСЛЕ СПЕЦОЦЕНКИ: КАК ПРАВИЛЬНО ОФОРМИТЬ

Специальная оценка условий труда кардинально изменила подход к назначению работникам гарантий и компенсаций за вредность. Работодателю не всегда понятно, что делать с результатами спецоценки – кому назначить льготы, а кому отменить. И главное – как это все правильно оформить.

Ключевые проблемы

  • На какие льготы и компенсации может претендовать работник?
  • Как оформить назначение или отмену льгот?
  • Как правильно прописать гарантии и компенсации в коллективном договоре?
  • Правовая база

Льготы по специальной оценке условий труда - картинка 5

Игорь ЧЕБОТНЯГИН

Самые необходимые нормативные акты по этой теме вы найдете здесь.

На какие льготы и компенсации может претендовать работник

Класс условий труда

Дополнительный отпуск (от 7 дней)

Сокращенная рабочая неделя (36 часов)

Екатерина КУЗНЕЦОВА

Начальник отдела экономического анализа и мониторинга условий и охраны труда ФГБУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Минтруда России (Москва)

“Гарантии и компенсации работнику устанавливаются по результатам спецоценки условий труда согласно статьям 92, 117 и 147 Трудового кодекса. Но у работника есть право не использовать компенсации, которые предоставляются в большем размере, чем установленный государством минимум, и получать вместо этого деньги. Например, работать обычные 40 часов в неделю (а не 36 часов), использовать только семь дней дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда (если работнику положен более длительный отпуск). Чтобы реализовать эти свои права, порядок, размеры и условия выплаты денежной компенсации должны быть закреплены в соответствующем отраслевом (межотраслевом) тарифном соглашении. Например, в каком размере оплачивать дополнительные часы работы, когда возможно удлинить рабочую смену и т. д. Нормы из отраслевого соглашения переносят в коллективный договор конкретного предприятия. И каждый работник в индивидуальном порядке принимает решение о реализации своих прав”.

Как оформить назначение или отмену льгот

Если эксперт организации, проводящей спецоценку, установит необходимость назначения гарантий и компенсаций, то работник вправе получать их с момента утверждения отчета о спецоценке. Сведения о гарантиях и компенсациях вписывают в строку 040 карты специальной оценки условий труда.

Назначение гарантий и компенсаций следует оформлять дополнительным соглашением к трудовому договору (ст. 72 ТК РФ), вступающим в силу с даты утверждения отчета о спецоценке. Обратите внимание, что в соглашении необходимо указывать конкретные размеры и виды предоставляемых гарантий и компенсаций.

В трудовом договоре с работником должна быть информация об условиях труда на рабочем месте и их характеристика (ст. 57 ТК РФ). Достаточно будет указать итоговый класс (подкласс) условий труда, который проставлен в строке 030 карты спецоценки.

Информацию об условиях труда обязательно нужно вносить в трудовой договор, даже если они признаны оптимальными или допустимыми, то есть когда льготы не назначают. Если условия труда на рабочем месте были задекларированы и карта спецоценки не составлялась, то в трудовой договор необходимо внести лишь информацию о том, что условия труда являются допустимыми (2-й класс).

Отмена ранее действующих гарантий и компенсаций проводится в таком же порядке, но только если работник согласен подписать дополнительное соглашение. Что делать, если работник отказывается работать в новых условиях, не согласен с результатами спецоценки и отменой льгот? Тогда условия трудового договора можно изменить согласно статье 74 Трудового кодекса.

Для этого работодателю необходимо уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца об изменениях трудового договора и их причинах. Если работник не согласен с новыми условиями труда, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся работу, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. Когда такой работы нет или работник от нее отказывается, трудовой договор прекращается (п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ).

Если работник отказывается от ознакомления с результатами специальной оценки, он нарушает часть 2 статьи 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Рекомендуем составить об этом акт, а также разъяснить работнику, что он вправе обжаловать результаты специальной оценки в судебном порядке и путем обращения в Государственную инспекцию труда. Сам факт ознакомления работника с результатами спецоценки не означает его автоматического согласия с ними. Он вправе обратиться за разъяснениями по вопросам проведенной специальной оценки к работодателю, организации и эксперту, проводившим специальную оценку.

Нельзя забывать и про положения Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ: нельзя ухудшить компенсационные меры, если работнику до 1 января 2014 года фактически предоставлялись льготы за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, а сами условия труда не были улучшены. Это требование распространяется на конкретных работников, подпадающих под данные условия. Если на это рабочее место был принят работник после 1 января 2014 года, то гарантии и компенсации назначаются по действующим положениям Трудового кодекса.

В ходе проводившейся до 2014 года аттестации рабочих мест работнику был установлен класс условий труда 3.1. Ему назначили повышенную оплату труда, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск и сокращенную рабочую неделю. После этого была проведена специальная оценка условий труда, по результатам которой класс остался прежним – 3.1. В этом случае работодатель обязан сохранить данному работнику все виды фактически реализуемых гарантий и компенсаций в прежних размерах. Однако, если после 2014 года на данное рабочее место примут нового работника, то ему будет положена только повышенная оплата труда в размере не менее четырех процентов тарифной ставки (оклада).

Как правильно прописать гарантии и компенсации в коллективном договоре

При реализации положений статьи 74 Трудового кодекса нужно учитывать, что изменения условий трудового договора не должны ухудшать положение работника по сравнению с гарантиями, установленными коллективным договором или соглашениями. Поэтому рекомендуем педантично и буквально относиться к формулировкам в коллективных договорах (соглашениях). Рассмотрим три из них, которые встречаются наиболее часто.

В первом случае, когда в коллективном договоре не прописаны основания для назначения гарантий и компенсаций, текст может выглядеть так:

«Работникам, работающим по должностям сварщик, слесарь-механик, предоставляются следующие гарантии и компенсации: повышенная оплата труда в размере четырех процентов тарифной ставки (оклада)».

Или «Работникам, работающим по должностям сварщик, слесарь-механик, предоставляются следующие гарантии и компенсации: повышенная оплата труда в размере четырех процентов тарифной ставки (оклада) за условия труда».

При таких формулировках работодателю не удастся отменить предоставляемые компенсации или снизить их размер по итогам специальной оценки, так как пропущено очень важное условие, связывающее их с результатами оценки условий труда – «за работу во вредных и (или) опасных условиях труда». Вне зависимости от класса условий труда на рабочих местах, даже в случае обеспечения оптимальных или допустимых условий труда, гарантии и компенсации должны будут предоставляться в полном объеме.

Второй вариант может предусматривать следующую формулировку:

«Работникам предоставляются следующие гарантии и компенсации: ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в размере семи дней, повышенная оплата труда в размере четырех процентов тарифной ставки (оклада), сокращенная рабочая неделя продолжительностью 36 часов за работу во вредных и (или) опасных условиях труда».

В этом случае, если условия труда признаются оптимальными или допустимыми, гарантии и компенсации подлежат отмене в полном объеме. Однако, если класс условий труда 3.1 или 3.2, то снять, например, сокращенную рабочую неделю не удастся. Таким образом, виды и объем гарантий и компенсаций останутся для всех работников, работающих во вредных условиях труда, едиными вне зависимости от класса (подкласса).

Третий вариант позволяет соблюсти дифференцированный подход к назначению гарантий и компенсаций в зависимости от класса (подкласса) условий труда. На наш взгляд, включение в коллективный договор фразы о том, что гарантии и компенсации назначаются «по результатам СОУТ за работу во вредных и (или) опасных условиях труда в зависимости от класса (подкласса) условий труда», обязательно для работодателей, которые не хотят и не могут предоставлять работникам льготы больше положенных по закону.

Так или иначе, сегодня предоставление гарантий и компенсаций требует взвешенного подхода. Действующее законодательство дает возможность работодателю выбирать разные варианты урегулирования данного вопроса. Главное при этом – обеспечить проведение объективной специальной оценки, соблюсти права работников и педантично подойти к юридическому оформлению документов.

Ответы на ваши вопросы

Нужно ли измерять вредные факторы в офисе? Нужно ли при спецоценке проводить измерение освещенности и тяжести труда работникам офиса?

Елена ПАШКОВА (Барнаул)

При спецоценке нужно измерять те потенциально вредные и (или) опасные производственные факторы, которые были идентифицированы6. Идентификацию проводит эксперт организации, занимающейся спецоценкой. После чего комиссия по спецоценке принимает решение о том, нужно ли измерять и исследовать данные факторы. Такой порядок распространяется и на офисные рабочие места.

Нужно ли сохранять льготы за врачами-стоматологами после спецоценки?

У нас в стоматологической поликлинике врачи-стоматологи с давних времен имеют, помимо основного, еще и дополнительный отпуск 14 дней. В 2010 году по результатам АРМ им был установлен класс условий труда 3.2. В настоящее время по результатам СОУТ класс условий труда стал 3.1. Данный класс подразумевает только доплату за вредные условия труда. Что делать с дополнительным отпуском? В учреждении нет никаких локальных документов, регламентирующих предоставление дополнительных отпусков.

Александр ЕЛСУКОВ (Красноуральск)

Результаты проведенной у вас спецоценки показывают, что условия труда немного улучшились – подкласс условий труда снизился. Значит, вы вправе, если иное не вытекает из положений коллективного договора или соглашения, уменьшить размер предоставляемых компенсаций и убрать дополнительный отпуск. За класс условий труда 3.1 работникам положена только повышенная оплата труда (ст. 147 ТК РФ).

Можно ли убрать дополнительный отпуск по результатам спецоценки?

Работника принимали на работу в 2011 году, и по карте аттестации у него было 7 дней дополнительного отпуска. В этом году провели спецоценку условий труда, и по результатам спецоценки по этой должности не стало дополнительного отпуска. Должны ли мы убрать работнику отпуск?

Юлия ШАБАЛИНА (Белово)

Все зависит от того, совпадает ли класс условий труда, установленный аттестацией рабочих мест, с классом условий труда, установленным спецоценкой. Если они совпадают (то есть условия труда не улучшились), то отменить дополнительный отпуск нельзя7. Если же по результатам спецоценки установлен класс условий труда 3.1 и ниже, то дополнительный отпуск можно убрать, если иное не предусмотрено положениями коллективного договора или соглашения.

http://srg-eco.ru/article/the-provision-of-benefits-after-the-special-evaluation-how-to-make/

Специальная оценка условий труда с 1 января 2020 года

С 1 января 2020 года вступают в силу изменения в Федеральный закон от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», предусмотренные законопроектом №769142-7 (внесен в Государственную Думу).

Льготы по специальной оценке условий труда - картинка 9

Новое в СОУТ с 01.01.2020

Для работодателя

  1. Работодателю предоставляется право требовать от организации, проводящей спецоценку, подтверждение факта размещения сведений о результатах в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ФГИС СОУТ).
  2. Отчет о проведении СОУТ утверждается председателем комиссии в срок не позднее, чем 30 календарных дней со дня его направления работодателю организацией, проводящей СОУТ, а отправка работодателем копии утвержденного отчета в форме электронного документа сопровождаться его подписанием усиленной квалифицированной электронной подписью.
  3. Использование работодателем результатов проведения СОУТ возможно только при условии, что сведения внесены в ФГИС. Результаты, содержащие сведения, составляющие гостайну или иную охраняемую законом тайну, могут применяться со дня утверждения отчета о проведении СОУТ.
  4. Срок периодичности проведения спецоценки (не реже 1 раза в 5 лет) и срок действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда исчисляются не с момента утверждения отчета о проведении СОУТ, а с момента внесения данных в ФГИС СОУТ. В случае, если в документах содержатся сведения, составляющие гостайну или иную охраняемую законом тайну, сроки по-прежнему исчисляются со дня утверждения отчета.

Для проводящей организации

Организация, проводящая СОУТ, до начала выполнения работ, но не позднее, чем через 5 рабочих дней со дня заключения с работодателем договора, обязана:

1) Представить в ФГИС сведения:

  • полное наименование, ИНН и ОГРН работодателя;
  • индивидуальные номера рабочих мест, СНИЛС и численность занятых на них работников.

2) Получить для предстоящей СОУТ идентификационный номер (присваивается системой в автоматическом режиме) и сообщить его работодателю до начала проведения спецоценки. Данный номер является обязательным реквизитом отчета о результатах.

[1]

В течение 3 рабочих дней со дня передачи во ФГИС сведений о результатах проведения СОУТ необходимо уведомить работодателя в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, либо на бумажном носителе в виде почтового отправления с уведомлением о вручении.

Обязанность в течение 10 рабочих дней передавать в Минтруд России информацию:

  • о сокращении области аккредитации испытательной лаборатории (центра), являющейся структурным подразделением организации, с указанием вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, которые были исключены из области аккредитации (требование будет действовать с 1 января 2020 до 31 декабря 2021 года);
  • об изменении состава экспертов организации, имеющих сертификат на право выполнения работ по СОУТ.

В работе можно применять только методики (методы) измерений, предназначенные для выполнения прямых измерений, с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку.

Методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений должны позволять проводить исследования (испытания) и измерения уровней вредных и (или) опасных производственных факторов во всех диапазонах классов условий труда, установленных методикой проведения СОУТ.

Инфракрасное излучение как вредный и (или) опасный фактор производственной среды заменяется на интенсивность и экспозиционную дозу теплового облучения.

При несоответствии организации требованиям Федерального законом №426-ФЗ ее деятельность будет приостановлена.

Для всех

Результаты проведения экспертизы качества СОУТ и рассмотрения разногласий по вопросам ее проведения с 01.01.2020 обязательны для исполнения всеми участниками спецоценки (в том числе сторонами, имеющими разногласия).

http://www.mostrudexpert.ru/infocentr/387-specialnaya-ocenka-usloviy-truda-s-1-yanvarya-2020-goda

СОУТ 2020: правила, изменения

15.01.2020

Льготы по специальной оценке условий труда - картинка 7

Прочтёте за 5 минут. 572

Специальная оценка условий труда (СОУТ) пришла на замену аттестации рабочих мест в 2014 году. Она была введена законом № 426-ФЗ от 28.12.2013 «О специальной оценке условий труда». С 01.01.2020 вступает в силу ряд изменений в СОУТ.

Для каких рабочих мест проводится СОУТ

СОУТ проводится для рабочих мест любых компаний независимо от их масштаба, сферы деятельности или формы собственности. Исключения сделаны только для 3 категорий работников:

  • оказывающих услуги только религиозным организациям или физическим лицам;
  • надомных работников;
  • работников, работающих в удаленном режиме.

Льготы по специальной оценке условий труда - картинка 10

Если у вас есть наемные работники, СОУТ проводить обязательно

Кто может проводить СОУТ

СОУТ может проводить только независимая специализированная организация с действующей аккредитацией. В ней должно быть не меньше 5 сертифицированных экспертов для выполнения СОУТ и как минимум один эксперт с высшим образованием по одной из специальностей: санитарно-гигиенические лабораторные исследования, гигиена труда или общая гигиена. Еще одно обязательное условие: наличие испытательной лаборатории, аккредитованной на право выполнения измерений вредных или опасных факторов на рабочих местах и проведения исследований.

Какова периодичность проведения СОУТ

СОУТ проводится 1 раз в 5 лет. Внеплановые спецоценки назначаются в следующих случаях:

  • выявлено профзаболевание;
  • произошел несчастный случай;
  • изменен технологический процесс, заменено оборудование, используемое сырье и материалы;
  • выявлены нарушения трудовой инспекцией;
  • по предложению профсоюза.

Какие штрафы предусмотрены за непроведение СОУТ или проведение с нарушениями

За непроведение или проведение СОУТ с нарушениями предусмотрены следующие штрафы:

Субъект, ответственный за нарушение требований законодательства

5 000–10 000 руб.

30 000–40 000 руб. или остановка работы на срок до 90 дней

5 000–10 000 руб.

30 000–40 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет

60 000–80 000 руб.

100 000–200 000 руб. или остановка работы на срок до 90 дней

Как проводится СОУТ

Процедура проведения СОУТ включает в себя следующие этапы:

  1. Предприятие создает комиссию, которая составляет перечень рабочих мест для проведения спецоценки и определяет, какие из них являются аналогичными по условиям труда.
  2. Предприятие заключает договор на проведение СОУТ с аккредитованной организацией.
  3. Эксперты аккредитованной организации устанавливают наличие или отсутствие вредных или опасных факторов на рабочих местах и интенсивность их воздействия на работников.
  4. По результатам измерений и обследований эксперты присваивают рабочим местам определенный класс условий труда.
  5. Специалисты аккредитованной организации готовят отчет по результатам спецоценки, утверждают его у работодателя и направляют информацию о проведенной спецоценке в Федеральную государственную информационную систему учета результатов СОУТ.
  6. Предприятие проводит ознакомление своих сотрудников с результатами СОУТ и при необходимости вносит изменения в организацию их работы.

Что зависит от результатов СОУТ

По результатам СОУТ рабочим местам присваивается один из четырех классов условий труда. От этого показателя зависят компенсации для работников и размеры дополнительных взносов на пенсионное страхование.

Что изменится в 2020 году

Для предприятий и индивидуальных предпринимателей с 01.01.2020 вступят в силу следующие изменения:

  • Периодичность проведения СОУТ будет исчисляться не с момента утверждения отчета о проведении спецоценки, а с момента внесения информации о ее результатах в Федеральную государственную информационную систему учета результатов СОУТ (ФГИС СОУТ).
  • Штрафы за непроведение или проведение с нарушениями СОУТ будут начисляться в автоматическом режиме на основании данных, содержащихся во ФГИС СОУТ.
  • Предприятие или индивидуальный предприниматель смогут использовать результаты спецоценки только после внесения информации во ФГИС СОУТ.
  • Предприятие или индивидуальный предприниматель должны будут утверждать отчет о проведении СОУТ в течение 30 календарных дней после его направления аккредитованной организацией.
  • Руководитель предприятия или индивидуальный предприниматель при отправлении электронной версии утвержденного отчета о проведении СОУТ в аккредитованную организацию должен будет заверять ее усиленной квалифицированной электронной подписью.
  • Предприятие или индивидуальный предприниматель будут иметь право требовать от аккредитованной организации подтверждения факта размещения соответствующей информации во ФГИС СОУТ.

Центр сертификации «Гарант» аккредитован на проведение СОУТ. Мы гарантируем быстрый и точный результат.

http://cs-garant.ru/blog/sout-2020-pravila-izmeneniya/

Спецоценка 2020: новые правила

С 01.01.2020 изменяются правила проведения специальной оценки условий труда (СОУТ). Новые обязанности появятся у всех ее участников: организаций, проводящих оценку, работодателей и даже у трудовых инспекторов. В нашем материале вы найдете готовую инструкцию по проведению спецоценки, в которой уже учтены законодательные нововведения. А также освежите свои знания в этой области, узнаете об ошибках, которые работодатели совершают при проведении спецоценки и их последствиях. Расскажем мы и об автоматических штрафах за спецоценку ─ совсем скоро они станут реальностью.

Для чего нужна спецоценка и кто обязан ее проводить

Государство стремится обеспечить гражданам право на нормальные условия труда и гарантировать компенсацию вреда, наносимого их здоровью вредными и опасными факторами, присутствующими на их рабочих местах. Одним из способов решения этой задачи является комплекс процедур под названием специальная оценка условий труда (СОУТ).

Льготы по специальной оценке условий труда - картинка 11

Трудовое законодательство основной груз обязанностей в связи с проведением спецоценки возлагает на работодателей ─ они должны в положенные сроки организовывать обследование рабочих мест на предмет выявления опасных и вредных производственных факторов, а по результатам такого обследования предоставлять работникам дополнительные гарантии и льготы.

Как менялось законодательство о СОУТ до 2020 года

Сначала мероприятия по спецоценке именовались «Аттестация рабочих мест», затем их переименовали в СОУТ (специальную оценку условий труда). С 2014 года основные нюансы проведения этой процедуры регламентируются Законом от 28.12 2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

С тех пор этот закон изменялся 5 раз: законами от 23.06.2014 № 160-ФЗ, от 13.07.2015 № 216-ФЗ, от 01.05.2016 № 136-ФЗ, от 19.07.2018 № 208-ФЗ и от 27.12.2018 № 553-ФЗ.

Несмотря на то, что процедура проведения СОУТ уже изучена и не первый год применяется на практике, законодательство о спецоценке продолжают корректировать. Цель поправок — повышение качества проведения спецоценки в целях обеспечения гарантий и прав работников.

Сейчас на подходе очередной пакет поправок в Закон № 426-ФЗ ─ проект № 769142-7 уже находится в Госдуме. Начало применения новой редакции закона запланировано на январь 2020 года.

Что появилось нового в процедуре СОУТ с 2020 года

Глобально Закон № 426-ФЗ законодатели переписывать не стали. Но в нем с 2020 года появится ряд существенных корректировок порядка проведения СОУТ.

Изменения затронули не саму процедуру спецоценки, а подготовительные этапы к ней и завершающие процедуры, а также ряд других положений Закона № 426-ФЗ.

Если перечислить очень коротко эти поправки, они уложатся в несколько строк:

  • на организацию, проводящую спецоценку, возлагается обязанность по регистрации работодателя до начала проведения спецоценки в системе ФГИС СОУТ с последующим сообщением ему присвоенного системой специального идентификационного номера ─ без этого номера отчет о СОУТ будет недействительным;
  • сдвинется начало действия результатов СОУТ ─ использовать результаты спецоценки можно будет только после того, как сведения о ней появятся в ФГИС СОУТ (федеральной информационной системе учета результатов спецоценки). Сейчас этот момент привязан к дате утверждения отчета.

Важное уточнение! Новая редакция ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ предусматривает, что срок проведенной спецоценки по-прежнему будет исчисляться со дня утверждения отчета в отношении результатов СОУТ, содержащих сведения, которые составляют государственную или иную охраняемую законом тайну.

Но это не все изменения. В новой редакции Закона № 426-ФЗ подправят и добавят ряд других аспектов, касающихся дополнительных обязанностей организаций-оценщиков, сроков утверждения отчета СОУТ, применения УКЭП при пересылке копии утвержденного отчета и т. д. О них расскажем далее.

Как с 2020 года выглядит процедура проведения СОУТ

Проводить спецоценку по-прежнему нужно 1 раз в 5 лет. Этапы ее проведения представлены на схеме:

Льготы по специальной оценке условий труда - картинка 12

И, конечно, не будем забывать о подаче декларации — эту обязанность работодателя никто не отменял. Напомним, что подается такая декларация в отношении рабочих мест с оптимальными (класс 1) или допустимыми (класс 2) условиями труда (ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Ее форма и порядок подачи утверждены Приказом Минтруда от 07.02.2014 № 80н.

Представить декларацию необходимо в течение 30 рабочих дней с даты утверждения отчета о спецоценке (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ, пп. 3, 5 Приложения № 2 к Приказу Минтруда № 80н). Декларация может быть подана дистанционно на сайте Роструда (разъяснения Минтруда РФ от 16.01.2019).

Что работодатель будет дополнительно получать от компании-оценщика с 2020 года

С 2020 года компанию-оценщика обяжут сообщать работодателю о факте отправки в ФГИС СОУТ сведений о проведенной на его предприятии спецоценке. На это дается 3 рабочих дня с момента отправки таких сведений (ч. 3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ).

Данная обязанность будет считаться надлежаще исполненной только в том случае, если работодатель получит от компании-оценщика уведомление в одной из указанных в законе форм:

  • в виде бумажного уведомления, доставленного почтой заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • в форме электронного документа, подписанного УКЭП.

Заметим, что компания-оценщик согласно новой редакции закона наделяется еще рядом обязанностей с точно очерченными сроками их выполнения:


  • 10 рабочих дней со дня утверждения отчета ей дается на передачу сведений о результатах спецоценки в ФГИС СОУТ. Закон предписывает сделать это в форме электронного документа, подписанного УКЭП (ч. 3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ).
  • В 10-ти дневный срок ей надлежит сообщать в Роструд об изменении состава квалифицированных экспертов и сокращении области аккредитации испытательной лаборатории (ст. 19 новой редакции Закона № 426-ФЗ).

Когда нужна повторная спецоценка, а когда экспертиза

Результаты спецоценки могут не устраивать работодателя либо работников. Для проверки качества проведенной СОУТ можно провести государственную экспертизу по конкретному рабочему месту. Порядок проведения экспертизы СОУТ утвержден приказом Минтруда России от 12.08.2014 № 549н.

Другое дело, если при проведении спецоценки были допущены нарушения методики ее проведения или требований закона и эти нарушения были выявлены контролерами в ходе проверок. В таком случае не исключено, что спецоценку придется проводить повторно. Проводится повторная спецоценка на основании предписания государственного инспектора труда.

В новой редакции ч. 6 ст. 24 Закона № 426-ФЗ отмечено, что результаты проведения экспертизы качества СОУТ, рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества и результатам ее проведения также нужно передавать в ФГИС СОУТ. Обязанность по передаче этих сведений в информационную систему возложены на орган, уполномоченный на проведение экспертизы — орган исполнительной власти субъекта РФ по вопросам охраны труда по месту нахождения работодателя, у которого была проведения спецоценка (п. 1 ст. 24 Закона № 426-ФЗ).

Как работодателю использовать результаты СОУТ

Полученные по итогам проведения СОУТ результаты работодатель может использовать следующим образом:

Льготы по специальной оценке условий труда - картинка 15

Когда работодатель вправе не проводить СОУТ каждые 5 лет

О такой возможности напомнил Минтруд в Письме от 30.08.2019 N 15-1/ООГ-1968. Чтобы не проводить на рабочем месте плановую спецоценку, нужно чтобы в течение 5 лет с момента утверждения отчета СОУТ выполнялись следующие условия:

Льготы по специальной оценке условий труда - картинка 16

Как контролеры узнают о том, что работодатель нарушил законодательство о СОУТ

У трудовой инспекции есть немало способов выяснить, как работодатели выполняют законодательство о СОУТ:

Льготы по специальной оценке условий труда - картинка 17

Наказать работодателя за нарушения норм законодательства о СОУТ можно по результатам плановой, внеплановой проверки или вообще без них. Например, если факт нарушения установлен решением суда или по результатам проверки прокуратуры.

Ошибки и нарушения, допускаемые при проведении СОУТ

Ниже перечислены наиболее часто встречающиеся на практике ошибки работодателей и компаний-оценщиков при проведении спецоценки:

  • Ошибки работодателя.

Из-за спецоценки работодатель может быть наказан трудовыми инспекторами. Все дело в многочисленных требованиях, которые законодательство предъявляет к этой процедуре.

Назовем наиболее часто встречающиеся нарушения работодателей при проведении СОУТ:

Для работодателя проведенная с нарушениями спецоценка может обернуться целым набором негативных последствий — судебным разбирательством (если работники обратятся в суд за признанием недействительными результатов СОУТ), внеплановыми визитами контролеров, проведением экспертизы СОУТ и другими неожиданными и не очень приятными мероприятиями и незапланированными расходами.

Заметим, что претензии работников и инспекторов к работодателю по итогам СОУТ, как показывает судебная практика, не всегда бывают обоснованными (см. Решение Ребрихинского районного суда Алтайского края от 14.01.2019 по делу № 2А-14/2019, Апелляционное определение Челябинского областного суда от 16.04.2018 по делу № 11-5344/2018).

  • Нарушения компании-оценщика.

Работодателю нелишним будет ознакомиться с ошибками, которые на практике допускают эксперты компании-оценщика. Из-за этих ошибок результаты спецоценки могут быть оспорены и(или) отменены:

Льготы по специальной оценке условий труда - картинка 18

Зная об этих недочетах, работодатель при составлении договора на оказание услуг по проведении СОУТ может предусмотреть отдельные условия, которые помогут избежать негативных последствий из-за ошибок, допущенных компанией-оценщиком. В том числе можно прописать в договоре порядок возмещения компанией-оценщиком убытков работодателя на проведение повторной спецоценки, если результаты СОУТ будут впоследствии признаны недействительными из-за нарушений, допущенных экспертами компании-оценщика.

Автоматические штрафы СОУТ 2020

За то, что работодатель нарушил установленные законом правила проведения спецоценки или не провел эту процедуру совсем, в 2020 году по-прежнему будут наказывать по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Размеры наказаний не изменились — работодателя предупредят или оштрафуют в следующих размерах:

  • должностных лиц и ИП — от 5 000 до 10 000 руб.;
  • компании — от 60 000 до 80 000 руб.

Отличия штрафов-2020 от действующих в 2019 году — возможность их наложения не только инспекторами во время проверок, но и формирование штрафов в автоматическом режиме.

Специальная компьютерная программа будет осуществлять мониторинг сведений, поступающих в ФГИС СОУТ, и сопоставлять данные о сроке регистрации работодателей с информацией о проведенной ими спецоценке. Если программа обнаружит, что компания действует более года, но не проводила спецоценку, штраф по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ будет начисляться автоматически без участия контролеров.

Подводим итоги

  • С 2020 года в Закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ вносятся изменения и дополнения, по которым у участников СОУТ появятся новые обязанности.
  • Компания-оценщик будет обязана до начала проведения СОУТ зарегистрировать работодателя в ФГИС СОУТ и сообщить ему присвоенный ему этой системой идентификационный номер — без этого номера отчет о СОУТ будет недействительным.
  • Использовать результаты спецоценки можно будет только после того, как сведения о ней появятся в ФГИС СОУТ (сейчас этот момент привязан к дате утверждения отчета).
  • У компании-оценщика появится новая обязанность по информированию работодателя о факте отправки сведений в ФГИС СОУТ о проведенной на его предприятии спецоценке. На это дается 3 рабочих дня с момента отправки таких сведений в информационную систему.
  • С 2020 года штрафы за нарушение порядка проведения СОУТ и непроведение спецоценки будут начисляться не только по результатам проверок, но и в автоматическом режиме по результатам мониторинга сведений, имеющихся в информационной системе.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

[3]

http://blogkadrovika.ru/specocenka-2020-obzor/

Литература

  1. Хутыз, М.Х. Римское частное право; М.: Былина, 2011. — 170 c.
  2. CD-ROM. Лекции для студентов. Юридические науки. Диск 1. — Москва: Высшая школа, 2016. — 251 c.
  3. Пиголкин, Ю.И. Атлас по судебной медицине / Ю.И. Пиголкин. — М.: Медицинское Информационное Агентство (МИА), 2015. — 726 c.
  4. Подхолзин, Б.А. Договоры, обязательства, сделки. Юридический комментарий. Судебная практика. Образцы договоров / Б.А. Подхолзин. — М.: Ось-89, 2014. — 350 c.
  5. Липинский, Д. А. Общая теория юридической ответственности / Д.А. Липинский, Р.Л. Хачатуров. — М.: Юридический центр Пресс, 2017. — 950 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях