WordPress

Льготы инвалидам при трудоустройстве на работу

Льготы инвалидам при трудоустройстве на работу - картинка 1
Важная информация: "Льготы инвалидам при трудоустройстве на работу" с полным описанием проблематики и комментариями специалистов. Все вопросы можно задать дежурному юристу.

Особенности приема на работу инвалида — оформление документов, привилегии

Работодатель, принимая на работу гражданина с инвалидностью, должен знать некоторые особенности оформления таких работников.

Подобная категория сотрудников имеет ряд льгот и гарантий, которые работодатель также должен учитывать.

В статье рассмотрено, как правильно принять на работу инвалида, какие документы нужно оформить, как заключать трудовой договор.

Многие инвалиды, не утратившие полностью трудоспособность, работают, несмотря на ограничения своих возможностей во многих сферах жизнедеятельности.

Одни вынуждены это делать, другие – просто не могут бездельничать.

Государство защищает их права как особую категорию работников и установило на законодательном уровне определенные гарантии и правила для них при трудоустройстве.

Необходимые документы для трудоустройства

Чтобы принять инвалида на работу, необходимо получить от него определенные документы, которые не требуются от других категорий работников.

[2]

К ним относятся:

  1. Справка, подтверждающая положение инвалида. Она должна быть оформлена на строгом бланке, утвержденном Минтрудом РФ в 2004 году постановлением № 41. Справка формы № 1503004 содержит информацию об установленной группе инвалидности и степени ограничения трудоспособности.
  2. Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПРИ). Документ также имеет строгую форму и содержит требования к условиям труда, которые обязательны для соблюдения работодателем, принимающим его на работу.

Зачастую встает вопрос об обязательности предъявления данных документов при трудоустройстве.

В перечне, установленном частью 1 статьи 65 ТК РФ, их не содержится. Следовательно, решение о предоставлении их работодателю инвалид принимает самостоятельно.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Внимание! Работодатель имеет право на запрос справок о состоянии здоровья кандидата на должность, для которой оно имеет важное значение (ч. 2 ст. 65 ТК РФ). Явным примером является прием на работу в полицию.

Помимо специальных справок, инвалиды предоставляют в отдел кадров все общеобязательные документы, требующиеся при устройстве на работу. На их основе составляется самый главный акт – трудовой договор.

Полезно знать! Иногда инвалиды утраивают состояние своего здоровья до подписания трудового контракта, боясь, что им откажут в приеме на работу. В таком случае на работодателя возложена обязанность дополнения заключенного договора повышенными гарантиями. Поэтому лучше заранее постараться ненавязчиво узнать о возможных ограничениях здоровья претендента на должность.

Особенности заключения трудового договора

В основном документе, регламентирующим условия труда инвалида, должны быть отражены не только общие условия его работы, но и льготы, предусмотренные законом.

К примеру, если он относится к первой или второй группе инвалидности, ему положена сокращенная длительность труда – в пределах 35 часов в неделю вместо обычных 40 часов (ч. 1 ст. 92 ТК РФ и ч. 3 ст. 23 закона № 181).

Инвалиды имеют привилегии в отпусках в виде их удлинения:

  • на основной ежегодный отдых положено не менее 30 дней;
  • на отпуск без сохранения заработка – до 60 дней за год.

По общему правилу, установленному статьей 96 ТК РФ, граждане данной категории не могут привлекаться к ночной и сверхурочной работе.

Сделать это можно только при одновременном соблюдении двух условий:

  1. По письменному согласию работника.
  2. Если отсутствует запрет медицинским заключением о здоровье на их выполнение.

При привлечении инвалидов к сверхурочному или ночному труду, необходимо ознакомить их под роспись о праве на отказ.

Данных правил касается и работа в выходные дни и праздники. Запрет на такой труд может быть установлен в ИПРИ.

Трудовой договор заключается при приеме на работу не позднее трех дней с момента начала трудовой деятельности. На основании составленного и подписанного соглашения готовится приказ о приеме на работу Т-1 и заполняется личная карточка.

Если требуется, работник инвалид пишет заявление о принятии на работу.

Когда и как пишется заявление, читайте здесь.

Квоты для лиц с инвалидностью

Правовой статус этой категории работников в России определен законодательными актами, главным из которых является ФЗ об их социальной защите № 181, принятый еще в 1995 году. Он гарантирует обеспечение занятости граждан данной категории государственными органами всех уровней власти (ст. 20), обязывая работодателей принимать на работу граждан с инвалидностью.

На уровне субъектов федерации могут определяться квоты для трудоустройства инвалидов и минимальные ограничения по организации для них числа специально оборудованных рабочих мест.

Делается это только для крупных компаний со штатной численностью свыше 100 человек (ст. 21 закона № 181). Норма может варьироваться в пределах 2-4% от общего количества персонала.

За нарушение установленной квоты, а также при отказе работодателя принимать на работу инвалидов предусмотрена административная ответственность.

Полезное видео

Подробнее о трудоустройстве лиц с инвалидностью смотрите в данном видео:

Выводы

Работодатель не вправе отказывать в приме на работу гражданина по причине его инвалидности даже при отсутствии зарезервированных мест и квоты.

Для трудоустройства помимо основных документов от него требуются справка об инвалидности и ИПРИ.

Предусмотренные законом льготы для инвалидов должны отражаться в трудовых договорах, заключенных с ними.

http://9trud.ru/osobennosti-priema-na-rabotu-invalida/

Трудоустройство инвалидов по законодательству РФ в 2020 году – образец трудового договора с инвалидом. Закон о квотировании рабочих мест для инвалидов

Инвалид при устройстве на работу оформляет свои взаимоотношения с работодателем на общих основаниях и в соответствии со стандартными требованиями, которые существуют для обычных граждан. Работодатель не имеет права отказать человеку, имеющему ограничения дееспособности, в приеме на работу по этой причине.

Особенности договора о трудовых взаимоотношениях работодателя и работника, отнесенного к льготной категории

Оформляясь на работу, гражданин должен заключить, в первую очередь, трудовой договор. Данный документ создается и при трудоустройстве лица с ограниченными возможностями по состоянию здоровья. Он ничем не отличается от общеприменимого договора о трудовых взаимоотношениях между работодателем и наемным работником, но все же имеет некоторые особенности.

Эти особенности основываются на льготах, которые гарантирует государство и которыми может воспользоваться трудоустроенный человек с проблемами по здоровью. Они связаны с продолжительностью рабочей недели, очередного и дополнительного отпусков и прочее.

Образцы выдержек из договора о трудовых взаимоотношениях с гражданином, относящимся к льготной категории, в отношении сокращенного времени работы, продолжительности отпуска

5.4 «Установить сотруднику предприятия продолжительность рабочего дня, равную 7 часам, по причине присвоения группы инвалидности ».

5.6. «Установить сотруднику часовую продолжительность рабочей недели, равную 30 часам, в соответствии с его программой индивидуального восстановления здоровья».

6.2. «На время действия статуса инвалидности (1 календарный год) сотруднику установить продолжительность ежегодного отпуска в количестве 30 дней. При снятии инвалидности установить продолжительность основного отпуска в количестве 28 дней ».

Понятие квотирования в российском законодательстве

Законодательство федерального уровня предусматривает квоты по рабочим местам для льготных категорий граждан.

Региональные власти также располагают полномочиями по принятию собственных нормативно-правовых актов в отношении оказания социальной помощи людям, имеющих ограничения в дееспособности.

Наиболее общее понимание квотирования

Квотирование предполагает создание резерва рабочих мест для трудоустройства лиц, относящихся к определенным категориям. Реализуется квотирование при формировании документов, которые учитывают ряд правил, таких как:

  • Выделение в штатном расписании вакансий.
  • Прием на обозначенные вакансии работников, соответствующих категории льготников.
  • Создание для принятых сотрудников особых условий труда, включающие специальное оборудование для них рабочего места.

Важно! Рабочие места, имеющие повышенные риски вредного влияния на человека не могут быть предоставлены инвалидам.

Какие факторы влияют на размер и возможность резервирования рабочих мест на предприятии:

  • Положения текущего законодательства, которые действуют в отношении субъекта хозяйствования.
  • Направление деятельности организации.
  • Характеристика условий осуществления трудовых процессов.
  • Величина штатной численности организации (более 35 человек).

Важно! Нормы федерального законодательства распространяются на предприятия и организации, независимо от их формы собственности.

Исключения среди предприятий, на которые не распространяются требования по резервированию рабочих мест для граждан, относящихся к льготной категории:

– предприятия и организации, штатная численность на которых менее 35 человек;

– юридические лица общественного направления деятельности, созданные гражданами, имеющие проблемы по состоянию здоровья.

Следует знать! Выполнение требований законодательства в отношении соблюдения условий по квотированию вакансий для льготных категорий граждан является основным объектом контроля проверяющих организаций различных структур и ведомств.

Законы РФ о занятости населения

  • Основной закон, содержащий нормы квотирования – ФЗ от 24.11.1995г. № 181-ФЗ.
  • – Закон РФ от 19.04.1991г. № 1032-1 РФ.

На региональные власти возложены обязательства по разработке и проведению комплекса мероприятий, которые помогают инвалидам реализовывать свои потребности в труде благодаря предоставлению социальных гарантий и обеспечение их выполнения участниками экономической жизни региона (ст. 20 ФЗ от 24.11.1995г. № 181-ФЗ).

Мероприятия органов власти субъектов федерации по поддержке людей, имеющих ограничения по состоянию здоровья в вопросах применения их умений и навыков в труде:

– создание условия для привлечения граждан, имеющих группу недееспособности, для организации индивидуального предпринимательства;

– поощрение действующих бизнесменов для привлечения ими в свою сферу деятельности людей, с группой нетрудоспособности;

– организация перепрофилирования для лиц с инвалидностью.

[3]

Примеры региональных актов о квотировании рабочих мест для лиц, имеющих инвалидность

Регион РФ, областьНормативно-законодательный акт
Ульяновская область РФЗакон от 27.04.2009г. № 41-30
Республика Крым, РФЗакон от 02.07.2014г. № 24-ЗРК
Краснодарский край, РФЗакон от 08.02.2000г. № 231-КЗ

Задачи предприятий и организаций в реализации федеральных и региональных нормативов по предоставлению гарантий людям, имеющим проблемы со здоровьем

  • Знание нормативов законодательства в отношении квотирования рабочих мест для инвалидов и возможность их применения в отношении отдельно взятого предприятия.
  • Проведение расчета количества мест квоты. При этом следует руководствоваться размером штатной численности, а не фактическим количеством работников.

Итоговые показатели формы штатного расписания предприятия (организации) обычно используются для расчета количества квотируемых мест работы для инвалидов. Если общее количество превышает 35 человек, то согласно законодательству среди них должен быть хоть один человек с ограниченными возможностями.

  • Разработка и утверждение внутренних документов в отношении рассматриваемого вопроса.
  • Предоставление информации о квотах в Центры содействия занятости населения.

Следует знать! Отказаться от резервирования рабочих мест ссылаясь на реальное количество сотрудников нельзя.

Ситуация и правильные действия. Генеральный директор ООО «Штиль» на своем предприятии подписал штатное расписание, которое включает:

Руководитель предприятия – 1 человек.

– Главный бухгалтер – 1 человек.

– Сотрудники бухгалтерской службы – 6 человек.

– Рабочие производства – 31 человек.

– Итого – 39 человек.

Работает в ООО «Штиль» 27 человек. Остаются вакантными 11 должностей, в соответствии со штатным расписанием.

Директор после подписания штатной численности предприятия должен организовать работу по созданию квотируемых рабочих мест, ориентируясь на штатное количество сотрудников, а не на номинальное.

Следует помнить! При расчете числа квотируемых рабочих мест необходимо руководствоваться и региональными нормативами, принятыми в отношении данного вопроса, поскольку они могут отличаться от нормативов федерального уровня.

Порядок проведения расчетов по определению числа рабочих мест для резервирования для лиц с ограниченными возможностями (Приказ от 01.09.2017г. № 566)

Для расчета числа квотируемых рабочих мест для инвалидов находят произведение количества штатных работников и нормативом, %, определенным законодательством.

Следует помнить! из числа рабочих мест, которые должны быть зарезервированы для граждан, имеющих ограничения по трудоспособности, необходимо исключить те, в которых присутствует повышенный фактор риска для здоровья человека.

Нюансы порядка расчетов квот

В настоящее время нет четкого понимания в отношении того, как поступать, при получении результата в виде дроби при расчете квот. Так, если на предприятии должно работать по штатному расписанию 131 человек, то необходимо предусмотреть 4,0% рабочих мест для льготных категорий граждан, то результат расчета равен – 5,24:

131 чел. х 4,0 /100 = 5,24

Обычно, применяют общие математические правила по округлению дробных чисел. Следовательно, в нашем примере, на предприятии следует предусмотреть 5 квот на рабочие места для инвалидов.

Какие документы для закрепления квот должны быть созданы и приняты на предприятии в виде локальных актов

  • Положение по предприятию, которое содержит информацию о квотах для граждан, имеющих группу недееспособности, и включает:

– расчетное число рабочих мест по квоте;

– льготные категории граждан, которые могут воспользоваться квотой;

– сотрудник, на которого возлагается ответственность за данным направлением по обеспечению предприятия сотрудниками с льготой.

  • Приказ по предприятию о вакансиях дл инвалидов, который должен содержать следующую информацию:

– о проведении необходимых изменений в порядке и условиях выполнения должностных обязательств;

– перечень должностей, которые могут быть предоставлены гражданам, имеющих льготную категорию;

– выбран ответственный сотрудник, контролирующий выполнение приказа.

Размер и виды наказания за невыполнение требований законодательных норм в отношении квот на предприятиях для граждан с инвалидностью

Полномочия по контролю предприятий на предмет предоставления вакансий гражданам, относящимся к льготным категориям и другим вопросам, связанным с этим направлением работы, возложены на Гострудинспекцию. Сотрудники этой государственной структуры могут проводить как плановые, так и внеплановые проверки. А также, в их обязанности входит реагирование на обращение граждан по вопросам, связанным с нарушением в данной сфере трудоустройства населения.

Виды нарушений:

  • Отказ в принятии на работу лица, имеющего инвалидность.

Размеры штрафных санкций:

– ответственный сотрудник предприятия – от 5,0 до 10,0 тыс. руб.

  • Непредставление в установленные сроки статистической отчетности, которая включает показатели по данному направлению деятельности предприятия в вопросах трудоустройства граждан – инвалидов.

Размеры штрафных санкций:

– на ответственных должностных лиц организации – от 10,0 до 20,0 тыс. руб.;

непосредственно на предприятие – от 20,0 до 70, тыс. руб.

  • Повторное непредставление в требуемые сроки данного вида отчетности влечет увеличение размера штрафных санкций в 2-2,5 раза.

Размеры штрафных санкций при повторном нарушении :

– на ответственных должностных лиц организации – от 30,0 до 50,0 тыс. руб.;

непосредственно на предприятие как юридическое лицо – от 100,0 до 150,0 тыс. руб.

http://kompensacii.ru/trudoustrojstvo-invalidov-po-zakonodatelstvu-rf/

Какие существуют проблемы при трудоустройстве инвалидов, и как они решаются на практике

Люди с инвалидностью имеют такие же интересы, потребности и желания, как и все другие. Но в то время, как возможность рядового гражданина трудиться не ставится под сомнение, инвалидам приходится ежедневно доказывать свое право работать, претендовать на справедливые условия труда и обеспечение равных возможностей без дискриминации, продвижение по службе, профподготовку и переквалификацию. Почему возникают проблемы при трудоустройстве инвалидов или людей с ограниченными возможностями?

Вплоть до недавнего времени люди с ограниченными возможностями вообще не рассматривались как трудовой ресурс. Признание их в качестве соискателей работы стало возможным только в связи с одновременным стечением нескольких обстоятельств:

  • общим экономическим ростом;
  • осознанием здоровыми людьми потребностей инвалидов в самореализации;
  • повсеместной заменой физического труда умственным;
  • появлением и усовершенствованием вспомогательных, обслуживающих и ІТ-технологий.

Льготы инвалидам при трудоустройстве на работу - картинка 6Проблема занятости и трудоустройства людей с ограниченными возможностями получила широкую огласку в недалеком прошлом. Движение за равные права в сфере труда в западноевропейских странах насчитывает не более 60 лет, а в России – около 20. Моментом его начала можно считать 24.11.1995 г. – дату принятия ФЗ №181 о соцзащите инвалидов в РФ. Его положения относительно государственных гарантий занятости этой категории лиц были расширены в 2001 году за счет положений ТК РФ. Однако преодолеть столетиями складывающиеся стереотипы и предрассудки в одночасье невозможно – на это требуется время и усилия со стороны государства, специализированных общественных организаций и самих инвалидов.

Корень проблемы – в области психологии

Как ни странно, ключевая составляющая трудностей поиска места для соискателей с ограниченными возможностями находится в социальной, а не в экономической сфере. Они не интегрированы в общество: живут, учатся, работают и отдыхают в собственном кругу, вне остальных людей.

В этом плане Россию, как и большинство постсоветских стран, трудно назвать цивилизованным государством. : у рядового гражданина вид больного ДЦП вызывает в лучшем случае желание дать подаяние, в худшем – отстранение и неприязнь. Этим и объясняется психологическая дискриминация людей с инвалидностью при трудоустройстве.

Рекомендуем почитать:

Многие работодатели и специалисты рекрутинговых компаний:

  • попросту не знают, как вести себя с такими людьми, строить с ними отношения, оценивать их возможности;
  • смущаются, проводя собеседование;
  • не могут сформулировать критерии оценки их трудовой деятельности;
  • затрудняются с организацией специальных условий труда для инвалидов, их адаптацией на рабочем месте.

Непродуманная государственная политика

Причины трудностей в трудоустройстве людей с ограниченными возможностями кроются в трех основных сферах:

  • фактической – уровень работоспособности инвалида объективно ниже, чем у здорового человека;
  • правовой – законодатель выписал широкой спектр прав инвалидов в трудовой сфере, однако финансовое и организационное бремя их обеспечения необоснованно взвалил на работодателя (например, норма времени труда инвалида меньше, чем у обычного работника, однако зарплата такая же; при этом никаких компенсаций от государства нанимателю не предусмотрено);
  • информационной – бытует масса заблуждений относительно условий работы льготников (хотя бы о том, что человека с ограниченными возможностями нельзя уволить или подвергнуть дисциплинарному взысканию).

Обучение и трудоустройство инвалидов: Видео

Все ли организации РФ обязаны нанимать инвалидов? Характеристика федерального законодательства

Единственный механизм, который побуждает работодателей нанимать людей с ограниченными возможностями сегодня, – это двухуровневая система квотирования, установленная ст.21ФЗ №181. Согласно ее предписаниям:

  • в учреждениях, где численность работающих превышает 100 штатных единиц, нормативными актами субъекта РФ обязательно оговаривается квота для трудоустройства инвалидов: 2-4% среднегодовой численности сотрудников;
  • на предприятиях, где трудоустроены 35 и более работников, региональным законодательством может устанавливаться квота в размере, не превышающем 3%;
  • от соблюдения указанных требований освобождаются работодатели – общественные организации инвалидов и субъекты хозяйствования, ими основанные.

Таким образом, бразды правления относительно принуждения работодателей к трудоустройству инвалидов в основном переданы на локальный уровень, тогда как раньше они находились в руках федеральных властей. Кроме того, с 01.01.2005 отменена уплата в федеральный бюджет компенсаций, ранее перечисляемых работодателями, которые по каким-то причинам не заполнили существующую квоту. Это новшество было раскритиковано правозащитными организациями как устранившее единственный экономический стимул к найму льготников и создавшее новые трудности по трудоустройству людей с ограниченными возможностями.

Оставлен в силе п.5.42 Кодекса об админправонарушениях, предусматривающий ответственность за отказ в найме инвалида в пределах назначенной квоты. Обычно соискатель приходит к потенциальному работодателю из службы занятости, имея на руках бланк направления. Какие основания для отказа инвалиду при трудоустройстве были высказаны работодателем, видно из отметки в бланке (проставляется согласно ст.25 ФЗ №181). Если соискатель считает отказ неправомерным, ему надлежит обратиться в службу занятости. Шансы привлечь к ответственности существуют, когда:

  • в учреждении было вакантное место по квоте;
  • условия труда совпадали с прописанными в индивидуальном плане реабилитации.

Преимущества людей с ограниченными возможностями при найме на работу

Профильный ФЗ № 181 и ТК РФ детально урегулировали льготы при трудоустройстве, условия труда и нормы длительности их работы:

  1. Льготы инвалидам при трудоустройстве на работу - картинка 7Запрещено вносить в коллективный договор предписания, ухудшающие положение лиц, имеющих инвалидность, по сравнению с оговоренными актами федерального и локального нормотворчества.
  2. На работодателя возложено обязательство создавать нанятому не просто более комфортные условия, а именно такие, как предписано индивидуальным планом реабилитации.
  3. Максимальная продолжительность труда для инвалидов І и ІІ группы в пределах недели не может превышать 35 часов. Это верхняя граница – планом реабилитации может предусматриваться еще меньшее. Несмотря на это, сотрудник считается оформленным на полную ставку, и з/п выдается в полном объеме.
  4. Ночная смена (с 22:00 до 6:00) допускается исключительно по согласию сотрудника и только в случае, если активная деятельность в ночное время ему не противопоказана медзаключением.
  5. Допуск к сверхурочной работе производится на тех же условиях, что и ночная смена.
  6. Ежегодный отпуск предоставляется в удобное льготнику время, не может продолжаться меньше 30 календарных дней и не подлежит замене материальной компенсацией.
  7. По желанию беспрепятственно оформляют неоплачиваемые отпуска в пределах 60 календарных дней в год.

Региональные акты о правилах трудоустройства

Сложилось две противоположные тенденции:

  • большая часть субъектов РФ до сих пор так и не установили квоту трудоустройства инвалидов даже на крупных предприятиях;
  • часть регионов перенесли в собственные акты положения общероссийского законодательства в том виде, в котором оно существовало до 2005.

Последнее может быть продемонстрировано на примере столицы. Московские работодатели с численностью сотрудников более 100 единиц обязаны придерживаться квоты в 4% (из них 2% – для инвалидов и 2% – для молодежи). Выполнение квоты по льготнику засчитывается, если лицо с инвалидностью, имеющее рекомендацию к труду, было фактически трудоустроено не менее 15 дней за календарный месяц. Несоблюдение квоты влечет уплату компенсации за каждого нетрудоустроенного в размере прожиточного минимума взрослого человека по Москве.

Органы и программы содействия трудоустройству инвалидов

Главная структура, разрешающая проблемы трудоустройства инвалидов в России, – это Федеральная служба по труду, ее территориальные управления в регионах и Центры занятости. Поскольку полномочия относительно урегулирования найма этой категории льготников фактически переданы местным властям, последние на свое усмотрение создают специальные структуры. Например, в столице действует Отдел трудовой адаптации молодежи и инвалидов Комиссии общественных связей г. Москвы.

Льготы инвалидам при трудоустройстве на работу - картинка 8Все эти органы имеют схожие цели – разрешить основные проблемы трудоустройства таких людей. Кроме контроля над соблюдением квот, они реализовывают массу других полезных программ в таких сферах:

  • подбор персонала из числа льготников для заинтересованных работодателей;
  • проведение ярмарок вакансий;
  • повышение квалификации лиц с инвалидностью;
  • содействие частной инициативе и открытию ИП инвалидами;
  • формирование групп для выполнения оплачиваемых общественных работ и временной занятости.

Специалисты центров по поддержке льготников проводят индивидуальную работу, предполагающую:

  • помощь в адекватной оценке собственных навыков и качеств (профориентация);
  • поиск вакансий, где сильные стороны человека будут максимально затребованы;
  • оценка потребности в адаптации найденного рабочего места к нуждам сотрудника;
  • способствование созданию условий труда (в Москве адаптация рабочего места работодателя, готового нанять инвалида, проводится за госсчет);
  • помощь в оценке должностных обязанностей и требований к качеству конечного продукта;
  • развитие навыков эффективной деятельности;
  • консультирование относительно методов взаимодействия с начальством и коллективом;
  • поддержка и помощь в преодолении конфликтов и/или проблем.

http://podborkadrov.com/rynok-truda/trudoustrojstvo/problemy-trudoustrojstva-invalidov.html

Литература

  1. Чашин А. Н. Квалификационный экзамен на адвоката; Дело и сервис — М., 2010. — 544 c.
  2. Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. В 2 томах. Том 2. Право. Учебник / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 656 c.
  3. История политических и правовых учений / Н.М. Азаркин и др. — М.: Норма, 2007. — 900 c.
  4. Рассказов, Л. П. Теория государства и права / Л.П. Рассказов. — М.: РИОР, 2009. — 464 c.
  5. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, №6(12), 2011. В 3 частях. Часть 1. — М.: Грамота, 2011. — 232 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях