WordPress

Льгота по ндс ст 149 нк рф

Льгота по ндс ст 149 нк рф - картинка 1
Важная информация: "Льгота по ндс ст 149 нк рф" с полным описанием проблематики и комментариями специалистов. Все вопросы можно задать дежурному юристу.

Операции, не облагаемые НДС согласно статье 149 НК.

Налог представляет собой косвенный сбор, исчисление которого осуществляется продавцом в процессе продажи продукции покупателям. Однако есть некоторые операции, которые не облагаются НДС согласно статье 149 НК РФ.

Операции, освобожденные от НДС ст 149

Согласно российскому законодательству, есть некоторые операции, которые не облагаются НДС. Актуален вопрос, что не подлежит обложению, на какие товары и услуги действует освобождение от НДС. Согласно статье 149 НК не подлежит обложению предоставление помещений в аренду в пределах РФ зарубежным физическим или юридическим лицам, которые прошли аккредитацию в РФ.

Помимо этого, не облагаются тарифом некоторые медицинские товары, например, протезно-ортопедические товары, технические приспособления для реабилитации инвалидов, очки для исправления зрения, коррекционные линзы.

Льгота по ндс ст 149 нк рф - картинка 2

Не прибавляется тариф по медицинским услугам, за исключением косметических, ветеринарных. Не облагаются услуги, предоставленные по ОМС, по сбору крови, услуги СМП, по уходу за больными, старыми людьми, по присмотру за детьми.

Не подлежат обложению продукты питания, которые были изготовлены столовыми образовательного или медицинского учреждения, услуги некоторых архивов, услуги по перевозке пассажиров общественным транспортом, за некоторыми исключениями.

Согласно статье 149 не требуется платить налог за ритуальные услуги, за покупку почтовых марок и конвертов, монет из драгметаллов, депозитарных услуг. Не платится налог по услугам в образовательной сфере, если их оказывает некоммерческая организация, а также по социальному обслуживанию.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Не облагаются работы по обеспечению сохранности наследий культуры при представлении требуемых документов. К этому правилу относятся и работы, которые выполняются для реализации некоторых социальных программ. Не облагаются некоторые работы по аккредитации, проведению технического осмотра. А также товары, если они не подакцизные, которые реализуются как безвозмездная помощь согласно существующему законодательству.

Не облагаются работы по созданию продукции кинематографа, услуги по навигационному обслуживанию, работы по обслуживанию морских судов, услуги аптек по созданию лекарств, оптики, услуги по обращению с ТБО и т.д. Полный перечень с актуальными изменениями представлен в НК.

Процедура освобождения от уплаты НДС

В Налоговом Кодексе прописаны ситуации, когда НДС не уплачивается за различные товары и услуги. Обычно для получения освобождения следует написать заявление, которое будет действовать с момента его создания. Требуется соблюдать условия, поставленные в законе.

Льгота по ндс ст 149 нк рф - картинка 3

Специального оформления бланка не требуется, при применении освобождения по статье 149 НК. Плательщик может принять решение о необходимости использования им права согласно статье 149.Плюсы освобождения состоят в том, что цена на товар будет ниже, не требуется начислять тариф, не требуется вносить отчетность по тарифу. Однако при несоблюдении условия потребуется восстановить налог, внести штрафы или пени при нарушениях. Требуется составлять специальные счет-фактуры с подписью «Без НДС».

Причины отказа освобождения от НДС

Льготы по НДС не всегда считаются выгодными. В некоторых случаях плательщику проще добавить налог и отказаться от освобождения по платежу. Одна из причин отказа – входной сбор по продукции, которая используется в сфере, освобожденной от платежа, не принимается к компенсации.

Поэтому требуется предварительно установить, насколько целесообразно освобождение от налога. Если освобождение не выгодно по пункту 3 статьи 149, то плательщик имеет право на отказ от льготы согласно пункту 5 статьи 149. Отказ возможен только по тем операциям, которые прописаны в третьем пункте, по первому и второму пункту нет возможности отказаться от освобождения.

Льгота по ндс ст 149 нк рф - картинка 5

Отказ от применения льготы должен быть уведомительным. Плательщику нужно направить заявление на отказ не позднее первого числа того периода, с которого требуется произвести оформление отказа. Форма заполняется в произвольной форме. В документе следует отобразить список операций, по которым нужно оформить действие, период для использования права и срок действия, который составляет не менее года.

Бух учет при освобождении от НДС

Организация Российской Федерации, которая получила льготу по уплате налога на добавленную стоимость, должна выставлять своим покупателям счета-фактуры. Однако, согласно статье 168 НК, в них требуется ставить пометку «Без НДС». Согласно статье 170 НК, принимать к вычету входной платеж в таком случае нельзя.

Если организация выставит фактуру, где выделен размер налога, требуется внести платеж в бюджет, в ином случае есть риск получения штрафа согласно статье 122 НК. Помимо этого, организация, которая имеет освобождение, должна вести книгу продаж, чтобы подтверждать право на освобождение и продлить данный период.

http://expert-nds.ru/operatsii-ne-oblagaemye-nds/

Ст. 149 НК РФ (2019): вопросы и ответы

Ст. 149 НК РФ: официальный текст

Ст. 149 НК РФ: вопросы и ответы

Статья 149 НК РФ: какие операции не подвержены налогообложению НДС?

Ст. 149 НК включает группы операций, свободных от обложения НДС:

  • Оформление в аренду помещений иностранцам и их организациям (п. 1 ст. 149 НК РФ), аккредитованным в РФ.

Непременным условием неначисления НДС по п. 1 ст. 149 НК РФ являются зеркальные действия соответствующего иностранного государства в отношении граждан и организаций России, что подтверждается оформлением международного договора.

Перечень таких государств составляют МИД и Минфин РФ (приказ от 08.05.2007 № 6498/40н). Документом, подтверждающим такое освобождение, является копия свидетельства о внесении в реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, форма которого утверждена приказом ФНС России от 26.12.2014 № ММВ-7-14/[email protected] Это свидетельство выдает Федеральная налоговая служба.

  • Реализация социально ориентированных товаров, работ или услуг (п. 2 ст. 149 НК РФ).

Все подпункты п. 2 ст. 149 НК РФ в редакции 2019 года затрагивают социальную сторону работы хозсубъектов. К ним, в частности, относятся медицинские, международные и религиозные отношения, что позволяет снизить финансовую нагрузку на подобные организации. Основное льготирование по НДС относят к производству медикаментов, оказанию медуслуг и образованию.

  • Освобождение ряда операций (п. 3 ст. 149 НК РФ), на которых мы подробнее остановимся ниже.

При использовании операций, включенных в п. 3 ст. 149 НК РФ, фирма может заявить отказ (п. 5 ст. 149 НК РФ) от освобождения по НДС. Тогда она сможет применять НДС-вычет. Для этого в ИФНС подается заявление с указанием конкретных операций, по которым требуется это сделать. Это ограничение действительно в отношении конкретного контрагента в течение года. В этом случае фирма должна организовать учет отдельно по льготируемому и обычному НДС (п. 4 ст. 149 НК РФ).

О сроке подачи такого заявления см. в статье «Как отказаться от освобождения от НДС?» .

Законодателю разрешено вносить изменения в ст. 149 НК РФ. Тогда базу для расчета НДС определяют на дату отпуска товара или окончания выполнения работ и услуг (п. 8 ст. 149 НК РФ). Фактический день их оплаты значения не имеет.

Какие операции свободны от налогообложения НДС в соответствии с п. 2 ст. 149 НК РФ?

В регламентируемый п. 2 ст. 149 НК РФ список входят:

1. Операции по реализации:

  • товаров медицинского направления: протезы, ортопедическая обувь и др. (по перечню, утвержденному постановлением Правительства от 30.09.2015 № 1042);
  • автотранспорта для инвалидов;
  • очков, оправ и линз, предназначенных для коррекции зрения;
  • похоронных принадлежностей (перечень приведен в постановлении Правительства от 31.07.2001 № 567);
  • товаров в рамках безвозмездной помощи;
  • результатов интеллектуальной деятельности (программ для ЭВМ, изобретений и т. п.);
  • материальных ценностей, выпускаемых из госрезерва (с 01.01.2018);
  • макулатуры (на период с начала 2017 года и до конца 2018 года).

[1]

2. Работы и услуги:

  • медуслуги (согласно перечню ОМС);
  • оказание услуг престарелым, инвалидам и больным — уход за ними осуществляют при выдаче заключений органами соцзащиты и организациями здравоохранения;
  • услуги по медицинской диагностике и лечению населения (их перечень содержит постановление Правительства РФ от 20.02.2001 № 132);
  • услуги скорой помощи и другие виды услуг медицинского характера (сбор крови у доноров, уход за больными);
  • услуги по дошкольному образованию детей, в том числе занятия с ними в кружках, секциях;
  • услуги по перевозке пассажиров различными видами транспорта;
  • ритуальные услуги и работы по изготовлению памятников;
  • услуги по ремонту и техобслуживанию бытовых и медицинских товаров в течение гарантийного срока;
  • работы, связанные с объектами культурного наследия РФ, включенными в Госреестр;
  • работы по жилищному строительству для военнослужащих;
  • услуги по техническому осмотру автомобилей;
  • работы по постановке и съемке кинофильмов;
  • образовательные услуги некоммерческих организаций;
  • работы по обслуживанию морских и речных судов;
  • другие работы и услуги.

Освобождают ли от НДС продажу медоборудования?

При продаже медоборудования или принадлежностей к нему, в том числе ввозимых в РФ, оно подлежит освобождению от НДС, если на него выписано регистрационное удостоверение на основании списка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042.

Обратите внимание, что с 01.07.2017 право на льготу подтверждает регистрационное удостоверение на медицинское изделие, выданное в соответствии с правом Евразийского экономического союза. Кроме того, до 31.12.2021 льготу можно подтвердить, представив регистрационное удостоверение на медицинское изделие (регистрационное удостоверение на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданное в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 1 закона от 07.03.2017 № 25-ФЗ). Такое удостоверение должно быть представлено в ИФНС налогоплательщиком, реализующим данную технику. Это касается и принадлежностей к этому оборудованию. В регистрационном удостоверении должно быть указано, что оно оформлено на комплект конкретной техники (например, зубоврачебное кресло с набором инструментов к нему).

Инструменты ударные и режущие (сверла, боры, фрезы), предназначенные для лечения зубов, подпадают под освобождение от НДС согласно перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042.

Подлежат ли налогообложению услуги по медосмотрам?

Медицинские осмотры работников проводятся перед поступлением на некоторые виды работ и для предупреждения заболеваний. Например, в организациях, эксплуатирующих транспорт, нужно совершать перед рейсом и после него медосмотр шоферов (ст. 20 закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ).

Услуги на медосмотр освобождаются от налогообложения НДС. Однако медицинской организации или частнопрактикующему врачу нужно иметь лицензию (постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 291).

На предприятии может быть организован медкабинет или здравпункт, где будет работать медперсонал поликлиник или медработники по договорам.

В договоре на оказание медуслуг нужно прописать действия лица, проводящего медосмотр, и основания для отстранения водителей от работы. Данные медосмотра заносят в специальный журнал. В путевом листе допущенного к рейсу шофера ставится штамп: «Допущен». Это является доказательством для ГИБДД, что медосмотр проведен.

Проверку выполнения этих требований может осуществить Ространснадзор или трудовая инспекция. Их невыполнение приведет к штрафам руководителя и самой фирмы (ст. 11.32, ст. 12.31.1, ст. 12.32 КоАП).

Какие условия должны соблюдаться для услуг по подп. 4 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса?

Дошкольные учреждения создают для детей с целью:

  • обеспечения дошкольного образования;
  • укрепления детского здоровья;
  • развития детей.

Такие организации осуществляют свою деятельность на основе полученной лицензии, которую они получают на основе выполнения требований ст. 91 закона «Об образовании…» от 29.12.2012 № 273-ФЗ с учетом вида образовательных услуг.

Право на использование освобождения по НДС у коммерческих образовательных организаций есть, но только у тех, кто использует программу дошкольного образования (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.09.2014 № А27-18046/2013). Кроме этого, им необходима лицензия на проведение общеобразовательной деятельности (подп. 40 п. 1 ст. 12 закона «О лицензировании…» от 04.05.2011 № 99-ФЗ).

Таким образом, у налогоплательщика должны быть в наличии все перечисленные выше документы, чтобы подтвердить налоговикам право использования освобождения от НДС.

Платится ли НДС при сборе и продаже отходов металлов?

Продажа лома и отходов металлов (черных и цветных) с 01.01.2018 больше не подпадает под освобождение от НДС (подп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ).

В своей производственной деятельности фирмы по приему металлолома следуют положениям закона «Об отходах…» от 24.06.1998 № 89-ФЗ и постановлений Правительства от 11.05.2001 № 369 и № 370. С их учетом прием отходов и лома можно производить только у их собственников при наличии документов. Собственник в заявлении на прием лома указывает, как у него возникло право на сдаваемый лом. При сдаче лома составляется приемосдаточный акт. Принимающая лом фирма должна провести его проверку на радиацию и взрывоопасность.

Дальнейшая реализация лома черных и цветных металлов облагается НДС, но налог уплачивает не продавец, а покупатель, который в данном случае выступает в роли налогового агента (письмо ФНС от 16.01.2018 № СД-4-3/[email protected]).

Подробности см. здесь.

Какие операции из п. 3 ст. 149 НК РФ попадают под освобождение от НДС?

В соответствии с п. 3 ст. 149 НК РФ от налогообложения НДС освобождают:

  • продажу религиозными организациями литературы и предметов, относящихся к религии (перечень утверждает Правительство РФ);
  • реализацию товаров, услуг и работ, производимых организациями и обществами инвалидов (перечень утверждает Правительство РФ); при этом количество инвалидов в таких обществах должно быть не менее 80%;
  • операции банков:
    • по привлечению вкладов населения и кассовому обслуживанию;
    • ведению банковских счетов организаций;
    • покупке и продаже валюты и драгметаллов;
    • обслуживанию банковских карт;
  • оказание услуг по страхованию, в том числе медицинскому, и негосударственному пенсионному обеспечению;
  • проведение лотерей;
  • реализацию руд и другого сырья и материалов, содержащих драгметаллы, драгоценные камни и алмазы;
  • продажу необработанных алмазов;

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 01.06.2018 банковские операции с драгоценными камнями исключены из перечня транзакций, не облагаемых НДС.

Подробности см. здесь.

  • продажу входных билетов (на бланках строгой отчетности) на спортивные мероприятия и предоставление в аренду стадионов;
  • операции по займам денег и ценных бумаг;
  • выполнение НИОКР за счет бюджета РФ или фондов поддержки по закону «О науке» от 23.08.1996 № 127-ФЗ для создания новых технологий и продукции — к ним относят разработку новых конструкций машин и оборудования, приборов с проведением их испытаний и получением практических результатов от их использования;

Подробнее о документах, подтверждающих льготы по НДС для НИОКР, см. в статье «От НДС-освобождения можно отказаться частично».

При каких условиях общественная организация инвалидов может получить льготу по НДС?

В соответствии со ст. 117 ГК РФ общественные организации инвалидов являются некоммерческими. В своей деятельности такие организации имеют право применять льготу по НДС при условии, что деятельность по получению дохода является дополнением к уставной. Только в этом случае получаемый доход может освобождаться от обложения НДС. Деятельность с получением прибыли организацией инвалидов должна создавать материальную базу для реализации уставных целей. Если этого не происходит, то льгота по НДС невозможна. Такую точку зрения высказал Президиум ВАС в постановлении от 14.09.2010 № 1812/10 по делу № А76-9347/2009-43-49.

Какие организации имеют право продавать билеты на спортивные мероприятия?

С 01.04.2015 формулировка подп. 13 п. 3 ст. 149 НК РФ изменена законом от 29.12.2014 № 479-ФЗ. В нее внесено уточнение понятия «входные билеты и абонементы». Здесь для применения льготы по НДС основным является требование, чтобы их распространение производили организации физкультуры и спорта (письмо Минфина от 20.03.2014 № 03-07-07/12151).

Как произвести расчет НДС при получении банком квартиры в счет погашения кредита?

При погашении банковского кредита заемщик расплатился квартирой. Это соответствует требованиям ст. 409 Гражданского кодекса. Банк вправе произвести продажу жилого помещения для возврата денег по выданному кредиту. Эти действия свободны от налогообложения НДС (подп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ).

[2]

По операциям, предусмотренным п. 3 ст. 149 НК РФ (как по всем, так и выборочно), налогоплательщик может отказаться от применения льготы. Для этого нужно только представить в налоговые органы соответствующее заявление до начала налогового периода, с которого по этим операция будет начислять НДС, а льгота применяться не будет.

Итоги

Ст. 149 НК РФ регламентирует перечень операций, при осуществлении которых налогоплательщик освобождается от НДС. Законодатели довольно часто вносят изменения в ст. 149 НК РФ и комментируют отдельные нюансы применения льгот. Чтобы не ошибиться при исчислении налога, следите за нашей рубрикой «Льготы по НДС».

http://nalog-nalog.ru/nds/lgoty_po_nds/st_149_nk_rf_voprosy_i_otvety/

Освобождение от НДС по пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ – применение к электронным «товарам» в компьютерных играх

В настоящее время юристы «Щекин и партнеры» представляют интересы компании «Мэйл.Ру Геймз» в судебном споре с Инспекцией ФНС России № 14 по г. Москве. Это дело уже привлекло внимание СМИ. В нем поставлен довольно интересный вопрос: освобождается ли от НДС продажа товаров в онлайн-играх.

Суть спора сводится к применению нормы-освобождения пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ к предоставлению прав на программные продукты компании — многопользовательские компьютерные игры, игровой процесс в которых ведется в Интернете в режиме онлайн.

[3]

Напомню, что в соответствии с этой нормой от НДС освобождаются, в частности, операции по предоставлению прав на использование программ для ЭВМ и баз данных на основании лицензионного договора. Из формулировки нормы можно выделить следующие условия применения освобождения: 1) операция должна состоять в передаче права использования на программу для ЭВМ; 2) операция должна регулироваться лицензионным договором.

Бизнес компании в качестве оператора игр строится на так называемой freemium модели. Сущность этой модели в том, что в саму игру можно играть бесплатно, но за определенные преимущества в этой игре (повышение характеристик персонажа, костюмы для персонажа, карты локаций и т.д.), именуемые компанией «Дополнительным функционалом», нужно заплатить.

С юридической точки зрения это выглядит следующим образом: компания путем размещения публичной оферты на сайте игры заключает с физическими лицами лицензионные соглашения, по условиям которых им на бесплатной основе предоставляется право использования игры, а на платной основе – право использования Дополнительного функционала.

Гражданское законодательство не предусматривает никаких иных договорных способов распространения компьютерных программ в сети Интернет (о материальных носителях речи в данном случае не идет), кроме договора уступки исключительных прав и лицензионного договора (ст. 1234, 1235 ГК РФ), в том числе и в тех случаях, когда речь идет о «пользовании» программой (п. 3 ст. 1286 ГК РФ, п. 38.2 совместного Постановления Пленума ВАС РФ и ВС РФ № 5/29 от 26.03.2009 г.).

Является ли игра программой для ЭВМ? (ст. 1261 ГК РФ). Это бесспорно. Роспатент уже давно регистрирует игры в качестве программ для ЭВМ — и не только для компьютеров, но и для мобильных устройств. Более того, с этим не спорит и налоговый орган. Не спорит он и с тем, что дополнительный функционал – это часть игры как программы для ЭВМ, что, безусловно, также правильно – с технической точки зрения дополнительный функционал представляет собой набор команд, изначально «зашитых» в программный код игры, и связанные с этими командами аудио, видео и графические файлы.

Уплачивая денежные средства, пользователь активирует ту или иную команду – иными словами, пользуется тем или иным элементом программного кода, причем это происходит автоматически, без какого-либо участия сотрудников компании. Следовательно, он использует программу для ЭВМ.

Раз игра – программа для ЭВМ, а дополнительный функционал – ее элемент, и предоставление прав по использованию как программы, так и ее элемента осуществляется на основании лицензионного договора, значит, все условия применения пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ к получаемым от физических лиц платежам компанией соблюдены.

Так какая же правовая позиция у налогового органа, который оспаривает законность применения компанией льготы?

Налоговый орган, конечно, утверждает, что речь идет о возмездном оказании услуг (п. 5 ст. 38 НК РФ, Глава 39 ГК РФ). Но этот аргумент явно не обоснован – если речь идет о распространении программного обеспечения (что признает и налоговый орган), которое может осуществляться только в правовой форме договора уступки исключительных прав на него или лицензионного договора, то о договоре возмездного оказания услуг речи идти не должно.

В общем-то, ключевой аргумент налоговиков, причем аргумент явно не правовой, а «эмоциональный» – компания причиняет ущерб бюджету.

Но, позвольте, какой может быть ущерб бюджету в том, чтобы законно пользоваться льготой (освобождением), установленной регулятором бюджета (то бишь, законодателем) для стимулирования определенной отрасли экономики?

А норма пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ – это, как представляется, именно стимулирующая льгота, адресованная креативному сектору, состоящему из производителей объектов промышленной интеллектуальной собственности (патенты) и IT-индустрии.

Компания Мэйл.Ру Геймз имеет в штате несколько сотен человек, большую часть из которых составляют программисты, дизайнеры и другие специалисты, участвующие в разработке и адаптации игр. Она является реальным производителем IT-продукции (попросту, софта). Поэтому она имеет все основания претендовать на применение льготы наравне со всеми иными производителями программного обеспечения.

Наконец, единственное отличие формы, в которой компания получает прибыль от распространяемых ей игр, от «классической» формы лицензионных договоров, заключается в том, что доход от распространения ПО в виде игры она получает не в виде платы за саму игру, а в виде платы за использование отдельных ее элементов.

При указанных обстоятельствах налицо дискриминационный подход к компании со стороны налогового органа: получается, что к организациям, которые взимают плату за пользование своим программным обеспечением в целом (например, за платные онлайн-игры или антивирусные программы – Постановление Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 N 1407/11 по делу ЗАО «Лаборатория Касперского») льгота может применяться без каких-либо ограничений, а к организациям, которые делают платным только какие-то элементы таких программ (функционал игры, обновления, дополнения, отдельные функции), льгота применяться не должна?

Представляется, что такая дискриминация по способу платежа не имеет под собой никаких законных оснований при том, что экономическая суть операции в обоих случаях одинакова: распространение программы для ЭВМ в сети Интернет.

http://zakon.ru/Blogs/OneBlog/12677

НДС: операции, освобождаемые по статье 149 НК РФ, не льготы

Налоговые инспекторы традиционно считают, что операции, упомянутые в ст. 149 НК РФ, носят характер налоговых льгот. Следовательно, при камеральных проверках можно требовать у налогоплательщиков подтверждающие документы. Споры на эту тему давно переместились в судебную плоскость. Существует и знаковое постановление Президиума ВАС РФ от 18.09.2012 № 4517/12, разъяснившее, что такое налоговая льгота с точки зрения ст. 56 НК РФ. Однако налоговики не унимаются.

Общество представило в ИФНС декларацию по НДС за IV квартал 2012 г. В разделе 7 «Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), операции, не признаваемые объектом налого­обложения, операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации» декларации были отражены операции по пяти кодам:

■ 1010251 — реализация услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды регистрационных, лицензионных и патентных пошлин и сборов, таможенных сборов за хранение, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (в том числе платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами (подп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ);

■ 1010239 — реализация услуг по представлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности (подп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ);

■ 1010292 — операции займа в денежной форме и ценными бумагами, включая проценты по ним, а также операции ­РЕПО, включая денежные суммы, подлежащие уплате за предоставление ценных бумаг по операциям ­РЕПО) (подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ);

■ 1010258 — операции по уступке (переуступке, приобретению) прав (требований) кредитора по обязательствам, вытекающим из договоров по предоставлению займов в денежной форме и (или) кредитных договоров, а также исполнению заемщиком обязательств перед каждым новым кредитором по первоначальному договору, лежащему в основе договора уступки (подп. 26 п. 3 ст. 149 НК РФ);

■ 1010243 — реализация долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах (ценных бумаг и инструментов срочных сделок, включая форвардные, фьючерсные, контракты, опционы (подп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ).

­ИФНС потребовала представить в десяти­дневный срок подтверждающие документы по этим операциям. Свои требования инспекторы аргументировали п. 6 ст. 88 НК РФ, который дает право налоговым органам при проведении камеральных проверок истребовать у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право на эти льготы. Общество сочло этот запрос неправомерным и не представило документы. Инспекция привлекла общество к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ. Общество оспорило действия инспекции в суде и выиграло в первых двух инстанциях. Но в кассационной инстанции проиграло (см. постановление ­ФАС Западно-Сибирского округа от 27.01.2014 по делу № А27-3819/2013).

Согласно ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать его в меньшем размере.

Суд первой инстанции отметил, что отсутствие у налогоплательщика обязанности исчислять и уплачивать в бюджет ­НДС с операций, не подлежащих налогообложению, прямо предусмотрено ст. 149 НК РФ. Такая реализация, не признаваемая объектом обложения ­НДС, не учитывается при формировании налоговой базы по ­НДС, в то время как налоговые льготы согласно ст. 56 НК РФ применяются только в отношении отдельных категорий налогоплательщиков. Поэтому необходимо отграничивать льготы от случаев, когда не возникает объект налогообложения и соответственно налогоплательщик не обязан представлять в рамках проводимой камеральной налоговой проверки документы, подтверждающие правомерность отражения в разделе 7 указанных операций, не подлежащих налогообложению.

Вывод суда первой инстанции: операции, отражающиеся в разделе 7, не отвечают признакам льготы согласно ст. 56 НК РФ, что не предполагает по ним проверку первичных документов в рамках камеральной налоговой проверки. Апелляция подчеркнула, что эти выводы согласуются с позицией, изложенной в постановлении Президиума ­ВАС РФ от 18.09.2012 № 4517/12. В этом деле спор касался операций по реализации земельных участков, заявленных обществом в разделе 7 декларации по ­НДС (код 1010806). Президиум отметил, что в п. 2 ст. 146 НК РФ указаны операции, которые в целях главы 21 НК РФ не признаются объектом обложения. То есть отсутствие у налогоплательщика обязанности исчислять и уплачивать в бюджет ­НДС с таких операций прямо предусмотрено нормами налогового законодательства и в силу ст. 56 НК РФ не является льготой. Следовательно, направление налогоплательщику при проведении камеральной налоговой проверки требования о представлении документов, подтверждающих правомерность отражения в налоговой отчетности операций, не облагаемых ­НДС, противоречит нормам ст. 88 НК РФ.

По мнению апелляции, данное Президиумом ­ВАС РФ толкование ст. 56 НК РФ распространяется не только на ст. 146, но и на ст. 149 НК РФ. Сказанное также подтверждается Определением ­ВАС РФ от 12.11.2012 № ­ВАС-6809/12. В данном случае инспекция истребовала у налогоплательщика документы в части подтверждения реализации по двум кодам операций, отражаемых в разделе 7 налоговой декларации по ­НДС: 1010292 (уже упоминавшиеся операции займа) и 1010256 — реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора (подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Тройка судей напомнила, руководствуясь постановлением Президиум ­ВАС РФ от 18.09.2012 № 4517/12, что общество вправе обратиться в суд с заявлением о пересмотре судебных актов по новым обстоятельствам. Дело действительно было пересмотрено (см. постановление ­ФАС Московского округа от 20.08.2013 № А40-87461/11-99-409) в пользу налогоплательщика.

В следующем деле Межрайонная ­ИФНС попыталась оспорить в надзорной инстанции решения трех нижестоящих судов, принятые в пользу налогоплательщика, но получила отказ (см. Определение ­ВАС РФ от 15.11.2012 № ­ВАС-8834/12).

В данном деле инспекция требовала подтверждающих документов по операциям с уже упоминавшимися кодами 1010292 (операции займа) и 1010243 (реализация долей), а также с кодом 1010274 (по реализации лома и отходов цветных металлов). Как отмечено в данном Определении, выводы нижестоящих судов соответствуют позиции ­ВАС РФ, изложенной в постановлении Президиума от 18.09.2012 № 4517/1 при рассмотрении спора со схожими с настоящим делом фактическими обстоятельствами.

Что касается займов, стоит также упомянуть недавнее Определение ­ВАС РФ от 31.01.2014 № ­ВАС-497/14. В этом деле инспекция также посчитала, что освобождение операций займа в денежной форме от обложения ­НДС является льготой. Но суды трех инстанций указали, что направление обществу при проведении камеральной налоговой проверки требования о представлении документов, подтверждающих правомерность отражения в налоговой отчетности операций, не облагаемых ­НДС, противоречит положениям ст. 88 НК РФ, поскольку обязанность по их представлению вместе с налоговой декларацией не установлена. С этой позицией согласилась и тройка судей, которая отказалась передавать дело в Президиум ­ВАС РФ.

Последнее слово за ­ВАС РФ

Вернемся к нашему делу. Принимая решения в пользу налогоплательщика и суд первой инстанции, и апелляционный суд руководствовались нормами Кодекса и правовой позиций Президиума ­ВАС РФ, сформированной в постановлении от 18.09.2012 № 4517/12.

Однако кассационная инстанция вопреки логике и здравому смыслу заняла позицию налоговых органов (постановление ­ФАС Западно-Сибирского округа от 27.01.2014 по делу № А27-3819/2013). Налогоплательщик в свою очередь обратился в надзорную инстанцию. Определением от 05.02.2014 № ­ВАС-1442/14 заявление общества о пересмотре судебного акта в порядке надзора, принято к производству.

http://www.eg-online.ru/article/239550/

операции не облагаемые НДС по ст 149 п 3 пп16.1

Льгота по ндс ст 149 нк рф - картинка 9

Вам отвечает эксперт Справочно-правового сервиса Норматив https://normativ.kontur.ru/

Да, на таких условиях работы освобождаются от уплаты НДС.

Согласно п.п. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению на территории РФ выполнение организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новых продукции и технологии или к усовершенствованию производимой продукции и технологий, если в состав научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ включаются следующие виды деятельности:
— разработка конструкции инженерного объекта или технической системы;
— разработка новых технологий, то есть способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги);
— создание опытных, то есть не имеющих сертификата соответствия, образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации.

В данном пункте нет больше никаких условий для применения этой льготы. Главное, чтобы организация выполняла работы, перечисленные в п.п. 16.1.п. 3 ст. 149 НК РФ.
То есть, здесь нет ограничения по источнику финансирования, как например, льгота, применяемая по п.п. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ. Там источником финансирования работ должны быть только средства бюджета.


Что касается субподрядчиков (соисполнителей), то если соисполнитель осуществляет работы, перечисленные в п.п. 16.1 п.3 ст. 149 НК РФ, то полагаю, что он также вправе применить льготу по НДС на основании этого подпункта. По аналогичному вопросу применения соисполнителями льготы, указанной в п. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ, Минфин России указал, что освобождение от НДС также вправе применять и соисполнители НИОКР (Письма Минфина России от 26.11.2013 № 03-07-07/51147, , от 27.12.2012 № 03-07-07/139, от 29.07.2011 № 03-07-07/41, УФНС России по г. Москве от 23.12.2008 № 19-11/119609, от 29.02.2008 № 19-11/19194).

По моему мнению, эти разъяснения вполне применимы и для вашего случая. И опять таки, в правилам применения льготы ничего не сказано о том, что работы не облагаются НДС только в случае выполнениях их организацией самостоятельно. Получается, что льгота распространяется на все организации, которые выполняют работы, указанные в п.п. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ. То есть, законодатель освободил от налогообложения именно определенные работы, а не определенных налогоплательщиков.

http://kontur.ru/qa/4029

Консультации экспертов службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Каков порядок отражения в налоговой декларации по НДС операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ?

  • » onclick=»window.open(this.href,’win2′,’status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no’); return false;» rel=»nofollow»>

Подробности Категория: Консультации экспертов ГАРАНТа Опубликовано: 03.08.2016 06:32

Деятельность медицинской организации не подлежит обложению НДС на основании п. 2 ст. 149 НК РФ. В части операций, облагаемых НДС, организация воспользовалась правом на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС на основании ст. 145 НК РФ. Организация не выставляет покупателям счета-фактуры с выделенной суммой НДС и не исполняет обязанности налогового агента

По льготе, указанной в ст. 149 НК РФ, заполняется раздел 7 декларации по НДС.

Отражаются ли в декларации операции, по которым организация получила право на освобождение на основании ст. 145 НК РФ?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Организации следует в части операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ, представлять налоговую декларацию по НДС. При этом операции, по которым организация получила право на освобождение на основании ст. 145 НК РФ, в декларации не отражаются.

В рассматриваемом случае, полагаем, организация может вместе с декларацией по НДС представлять в налоговый орган пояснения, в которых указывать, что по операциям по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС, организация получила право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика на основании ст. 145 НК РФ.

Обоснование позиции:

Налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Налогоплательщиками НДС признаются, в том числе, юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 143 НК РФ, п. 2 ст. 11 НК РФ).

Форма налоговой декларации по НДС, порядок её заполнения (далее — Порядок заполнения Декларации), а также формат ее представления в электронной форме утверждены приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/[email protected] (далее — Приказ N ММВ-7-3/[email protected]).

Обязанность представлять в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по НДС установлена п. 5 ст. 174 НК РФ для:

— лиц, указанных в п. 5 ст. 173 НК РФ (в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы НДС).

Объектами обложения НДС признаются операции, указанные в п. 1 ст. 146 НК РФ.

В ст. 149 НК РФ приведен закрытый перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения). По ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождаются только конкретные операции. Именно в отношении этих операций налогоплательщику не нужно исчислять НДС.

Положения гл. 21 НК РФ не содержат норм, позволяющих налогоплательщикам, деятельность которых подпадает под ст. 149 НК РФ, не представлять в налоговые органы налоговые декларации по НДС. Налогоплательщиком, осуществляющим операции, которые на основании ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), декларация представляется даже в том случае, если помимо операций, перечисленных в ст. 149 НК РФ, иных операций налогоплательщик не осуществляет.

В соответствии с п. 3 и разделом XII Порядка заполнения Декларации в случае, если налогоплательщики в соответствующем налоговом периоде осуществляют только операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ, либо операции, не признаваемые объектом налогообложения, а также операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ, или получили оплату, частичную оплату в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев, по перечню, определяемому Правительством РФ, и определяют момент определения налоговой базы в соответствии с п. 13 ст. 167 НК РФ, ими заполняются титульный лист, раздел 1 и раздел 7 декларации. При заполнении раздела 1 декларации в строках указанного раздела декларации ставятся прочерки.

Статьей 145 НК РФ для организаций и ИП установлено право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или ИП без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.

Из процитированной нормы следует, что указанное освобождение применяется именно к организации, как к налогоплательщику. В свою очередь, ФНС России разъясняла, что освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС включает в себя и освобождение от исполнения обязанности по представлению налоговой декларации по НДС (смотрите, например, письмо ФНС России от 04.04.2014 N ГД-4-3/6138, письмо УФНС России по г. Москве от 18.08.2008 N 19-11/077280).

Согласно п. 3 Порядка заполнения Декларации организации и ИП, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога в соответствии со ст.ст. 145 и 145.1 НК РФ, представляют определенные листы декларации только в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы НДС либо при исполнении обязанности налогового агента (смотрите также письмо Минфина России от 30.08.2006 N 03-04-14/20, письмо ФНС России от 29.04.2013 N ЕД-4-3/[email protected], письмо УФНС России по г. Москве от 17.11.2009 N 16-15/120379).

В то же время, полагаем, следует учесть позицию ФНС России (с учетом постановления Президиума ВАС РФ от 27.11.2012 N 10252/12), выраженную в письме от 12.05.2014 N ГД-4-3/[email protected], согласно которой размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) в целях применения положений ст. 145 НК РФ следует рассчитывать только применительно к операциям по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС. Отсюда полагаем, что декларация по НДС может не представляться в налоговый орган (если не выставляются покупателям счета-фактуры с выделенной суммой НДС и не исполняются обязанности налогового агента) только в части этих операций, облагаемых НДС, в отношении которых налогоплательщик (организация) получил право на освобождение по ст. 145 НК РФ.

Таким образом, по нашему мнению, организации следует в части операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ, представлять налоговую декларацию по НДС. В налоговой декларации по НДС не предусмотрены какие-либо строки либо разделы для отражения операций, по которым организация получила право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, по ст. 145 НК РФ. То есть операции, по которым организация получила право на освобождение на основании ст. 145 НК РФ, в декларации по НДС не отражаются.

В рассматриваемом случае, полагаем, организация может вместе с декларацией по НДС представлять в налоговый орган пояснения, в которых указывать, что по операциям по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС, организация получила право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика на основании ст. 145 НК РФ. Кроме того, заметим, в силу п. 4 ст. 145 НК РФ по истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и ИП, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), исчисленная в соответствии с п. 1 ст. 145 НК РФ, без учета НДС за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала два миллиона рублей, а также уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член Российской коллегии аудиторов Федорова Лилия

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

http://otchetonline.ru/art/konsultaczii-garanta/56115-kakov-poryadok-otrazheniya-v-nalogovoj-deklaratsii-po-nds-operatsij-ne-podlezhashchikh-nalogooblozheniyu-osvobozhdaemykh-ot-nalogooblozheniya-v-sootvetstvii-so-st-149-nk-rf.html

Литература

  1. Хазиев, Ш. Н. Вопросы судебной экспертизы в деятельности Европейского Суда по правам человека / Ш.Н. Хазиев. — М.: Компания Спутник +, 2017. — 935 c.
  2. Пучинский, В. К. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора в советском гражданском процессе: моногр. / В.К. Пучинский. — М.: Юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2015. — 192 c.
  3. Харин, Г. М. Краткий курс судебной медицины / Г.М. Харин. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 304 c.
  4. Пикалов И. А. Уголовное право. Особенная часть; Эксмо — Москва, 2011. — 560 c.
  5. Зашляпин, Л. А. Основы теории эффективной адвокатской деятельности. Прелиминарный аспект / Л.А. Зашляпин. — М.: Издательство Уральского Университета, 2015. — 568 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях