WordPress

Эффективность применения налоговых льгот

Эффективность применения налоговых льгот - картинка 1
Важная информация: "Эффективность применения налоговых льгот" с полным описанием проблематики и комментариями специалистов. Все вопросы можно задать дежурному юристу.

Новости

Минфин впервые оценил объем неэффективных льгот для бизнеса. Согласно методологии правительства, эффективными оказались лишь 34% преференций.

В целом положительно повлияли на местные бюджеты региональные преференции по налогам на прибыль и имущество на сумму всего 87 млрд рублей, следует из расчетов ведомства за 2018 год, которые проанализировали «Известия». При этом в общей сложности льготы по двум видам сбора обошлись субъектам в 253 млрд рублей.

Больше всего эффективных льгот зафиксировано в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, а также в Ленинградской области — 15,7, 12,3 и 4,4 млрд рублей соответственно. При этом в общей сложности послабления обошлись бюджетам этих регионов в 15,8, 31,5 и 9,5 млрд рублей, говорится в статистике Минфина. В 38 регионах, включая столицу, льготы не принесли бюджетам дополнительных доходов. В оставшихся положительный эффект был незначительным.

Преференции по налогам на прибыль и на имущество предназначены для ускорения роста экономики и инвестиций — так называемые стимулирующие льготы, следует из методологии правительства по оценке их эффективности. Дополнительные доходы казны от расширения оборотов предприятий и притока капиталовложений должны быть выше, чем расходы на стимулирование активности. Тогда льготы признаются эффективными. Кроме этого, при оценке целесообразности преференций необходимо учитывать затраты на их администрирование, соответствие задачам развития государства, а также их результативность в сравнении с альтернативными мерами господдержки, например, субсидиями, говорил ранее замминистра финансов Владимир Колычев.

Право получить льготы по налогам на прибыль и на имущество имеют лишь отдельные категории плательщиков. К ним относятся фармкомпании, инновационные организации, резиденты ОЭЗ или ТОР, обладатели специнвестконтрактов, социальные предприятия (например, предоставляющие образовательные или медицинские услуги) и ряд других. Субъекты РФ могут уменьшить региональную часть ставки по налогу на прибыль с 17 до 13,5% (до 12,5% в 2017‒2020 годах). Максимальный уровень выплаты по налогу на имущество — 2,2% от стоимости актива. Регионы вправе обнулять этот вид сбора.

В Минфине на вопросы «Известий» о дальнейших перспективах эффективных и неэффективных льгот сообщили, что эти оценки будут учтены в межбюджетных отношениях. Доля стимулирующих расходов по налогу на прибыль и на имущество организаций с положительным бюджетным эффектом — один из индикаторов, характеризующих качество планирования и управления региональными финансами, уточнили в ведомстве.

Расширение практики установления налоговых преференций — один из основных внутренних рисков для бюджетной системы России, оценивал Минфин. Только на федеральном уровне за последние пять лет было предоставлено более 100 новых льгот. Из-за них бюджет недополучил не менее 720 млрд рублей к 2019 году. По подсчетам министерства, сейчас действует более 3,5 тыс. федеральных и региональных налоговых льгот и преференций на сумму более 4 трлн рублей. А по оценке Счетной палаты в 2017 году в бюджет не поступило более 10 трлн налоговых платежей из-за различного рода преференций.

http://www.klerk.ru/lenta/337.shtml/182.shtml/342.shtml/264.shtml/340.shtml/gl26.shtml/265.shtml/265.shtml/181.shtml/tag/%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5+%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%BE%D1%82%D1%8B/page/3/

Применение и эффективность налоговых льгот

Налогообложение: понятие и функции

Формирование налоговой системы неразрывно связанно с развитием государственности. Совокупность отношений об установлении размера налога, а так же его взимании есть система налогообложения. Ее экономическая сущность заключается в создании источника финансирования государственного аппарата управления, а так же обеспечение бюджета страны для решения определенных социальных и экономических нужд общества.

Налог выступает инструментом фискального взаимодействия. Существует еще понятие сбора. Он отличается от налога тем, что дает плательщику определенные выгоды и преимущества. Налог является безвозмездной обязательной платой гражданином или предприятием в пользу государства.

Формирование налоговой системы происходит под влиянием множества факторов, определяемых устройством экономической системы страны, принципами и тенденциями ее развития, сложившимися социальными отношениями в обществе, экономическими связями и взаимодействиями. Вмешательство государства в систему всегда должно быть обоснованным и рациональным.

Готовые работы на аналогичную тему

Изменения в налогообложении должны соответствовать принципам справедливости и равенства всех сторон перед законом. Сама процедура расчета, проведения платежа, получения необходимой информации должна быть проста, доступна и удобна для плательщика. Любые недочеты в законодательстве применяются в пользу последнего.

Система сбора налогов выполняет фундаментальные функции, влияющие на экономику страны:

  • Формирование доходности бюджета.
  • Регулирование макроэкономических показателей.
  • Перераспределение денежных средств согласно целям и задачам экономики.
  • Предоставление преимуществ слабозащищенным слоям населения.
  • Стимулирование экономических процессов.
  • Контроль за механизмом взимания и количеством поступающих выплат в бюджет.

Применение налоговых льгот

Налоговая политика используется, помимо финансирования государственного аппарата управления, в качестве эффективного механизма регулирования экономических процессов в обществе. Одним из методов воздействия является применение налоговых льгот.

Налоговая льгота предоставляет определенное преимущество плательщику относительно других категорий лиц и предприятий, выполняющих свои налоговые обязательства.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

В зарубежных странах данный механизм широко применяется для решения разнообразных задач. Для развитых стран характерны стабильность социальных льгот. Постоянное гибкое изменение налоговых льгот, направленных на стимулирование экономических явлений и развитие определенных отраслей, является одним из принципов высокоразвитых стран.

В российской практике применение льгот носит более хаотичный характер. На начальном этапе они не имели определенной целевой направленности. Такой подход снижал степень их эффективности в стимулировании экономики и плательщиков. В итоге низкая отдача от применения льгот привела к уменьшению количества применяемых видов, что снизило гибкость системы.

Экономисты расходятся во мнении относительно характера льгот. Одни рассматривают льготы, как часть налогов. Другие видят в них потенциал для развития налоговой политики. Существует мнение, что применение механизма налоговых льгот ведет к косвенным расходам государственной казны. Несовершенство законодательной базы применения системы льгот приводит к разночтениям в их использовании и снижению их регулирующей функции.

Льготы применяются во внешнеэкономической деятельности, в целях привлечения иностранных инвестиций.

Они могут предоставляться фондам и благотворительным организациям, предприятиям стратегического значения, малому бизнесу, предприятиям на грани банкротства по объективным причинам, а так же детским образовательным учреждениям. Кроме того, применение льгот может осуществляться относительно малозащищенных слоев населения, например, для инвалидов и пенсионеров.

Получение выгод от применения налоговых льгот часто ведет к фальсификации данных с целью их получения.

Согласно российскому законодательству плательщик может воспользоваться преимуществами по уплате самостоятельно, либо подав заявление в соответствующие органы. При этом сам плательщик должен обосновать и подтвердить документально свои права на использование налоговых льгот. Ограничение или окончание срока применения льготы должно быть указано в законодательных актах и предусмотренной процедурой, например, предоставлением заявления в налоговую.

Недобор налоговых поступлений в бюджет по причине использования налоговых льгот должен компенсироваться.

Эффективность налоговых льгот

Предоставление льгот может влиять на следующие процессы:

  • стимулирование плательщиков к выполнению своих обязательств;
  • развитие определенных отраслей народного хозяйства;
  • распределение финансовых потоков;
  • оказание поддержки стратегическим, а там же социально значимым объектам.

Однако, использование льгот приводит к снижению финансирования государственного бюджета. Для оптимизации работы механизма, необходимо постоянно проводить аналитическую работу.

Эффективность применения налоговых льгот выражается в следующих принципах:

  • заинтересованность субъектов хозяйствования в развитии;
  • стимулирование рационального использования финансовых средств предприятиями;
  • формирование условий для инвестиционной и инвестиционной деятельности;
  • повышение заинтересованности организаций к найму незащищенных слоев населения;
  • оказание государственной поддержки нуждающимся гражданам.

Проведение оценки налоговых льгот позволяет оптимизировать перечень действующих инструментов, ликвидировать или минимизировать использование неэффективных льгот, а так же разработать принципы отбора субъектов для предоставления им данного преимущества.

Льгота будет считаться эффективной, если с ее помощью будет достигаться увеличение доходов бюджета, появление новых рабочих мест, улучшение условий труда, повышение уровня жизни населения, увеличение доступности продукции и услуг, обеспечение экологической безопасности.

В идеале необходимо проводить анализ каждого конкретного субъекта для определения наиболее оптимальных налоговых льгот.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

http://spravochnick.ru/nalogi/portfel_banka_i_ego_struktura/primenenie_i_effektivnost_nalogovyh_lgot/

Налоговые льготы проверят на эффективность. Как это будут делать

В скором времени россияне могут столкнуться с уменьшением числа доступных им послаблений

Минфин предложил составить список «налоговых расходов» государства, чтобы оценить их эффективность. Если власти сочтут ее низкой, то, возможно, перечень доступных россиянам льгот ждет изменение. Проект соответствующего постановления до 21 августа находится на общественном обсуждении.

Что такое налоговые расходы государства?

Это выпадающие доходы бюджета из-за льгот и преференций по налогам, сборам и таможенным платежам, которые предусмотрены в качестве мер господдержки для бизнеса, социально незащищенных граждан и других категорий населения.

То есть, по сути, налоговые расходы — это объем всех тех льгот, которые государство предоставляет россиянам.

Почему власти хотят составить список этих расходов?

По сути, налоговые расходы не являются расходами в чистом виде — государство не тратит деньги напрямую. Но получает меньше доход, чем могло, если бы не предоставляло льготы. В Минфине отмечают, что как раз из-за такого косвенного характера трат за ними и нет прямого контроля. А это мешает прогнозированию доходов российского бюджета.

Кроме того, из-за отсутствия отдельного учета такого вида расходов нельзя точно оценить влияние государства на экономику. Ведь чем больше предоставляется налоговых льгот, тем фактически больше государственное вмешательство. Но так как их не учитывают отдельно, то они отражаются просто как сокращение доходов, что в свою очередь можно интерпретировать, наоборот, как снижение роли государства в экономике, отмечают в Минфине.

Сколько вообще государство «тратит» налоговых расходов?

По данным Минфина, в 2017 году налоговые расходы составили 2,37 трлн рублей, а в 2018 году достигнут 3,1 трлн рублей. Как прогнозирует ведомство, в период 2019–2021 годов показатель будет только расти — до 3,36 трлн рублей.

При этом большинство таких расходов — почти 85%, или 1,97 трлн рублей в 2017 году, — приходятся на статью «Национальная экономика». В ней учитываются льготные программы в топливно-энергетическом комплексе, в транспортной сфере, в сфере добычи полезных ископаемых, связи, сельском хозяйстве и других областях национальной экономики. Затем идут льготы в сфере образования, социальной политики, здравоохранения и других.

Как Минфин собирается считать?

Ведомство предложило для начала разработать перечень и создать реестр налоговых расходов, который ежегодно будет публиковаться на его сайте.

Кураторами налоговых расходов по разным госпрограммам станут ведомства, ответственные за их выполнение. После создания перечень будет согласовываться с Минэкономразвития и ответственными министерствами.

И наконец, когда реестр будет сформирован, кураторы расходов должны будут оценить их эффективность и целесообразность.

А как они будут оценивать эффективность?

Эффективность льготы будет оцениваться по двум основным критериям:

• результативность предоставления льготы.

В свою очередь, целесообразна ли льгота, определят по:

• соответствии целям и задачам госпрограмм;

Результативность оценят на основании влияния на реализацию соответствующей госпрограммы.

Кроме того, власти сравнят эффективность применения льгот с субсидиями, госгарантиями и другими механизмами финансовой помощи налогоплательщикам.

Что это значит для меня?

Если какая-то льгота по итогам оценки не будет соответствовать критериям эффективности, ее должны будут либо скорректировать, либо вовсе отменить.

Поэтому для россиян, пользующихся какими-либо налоговыми льготами или преференциями, отмена привилегий может стать неприятным сюрпризом. С другой стороны, власти могут, наоборот, способствовать повышению эффективности льготы.

Когда ждать изменений?

Постановление должно вступить в силу с 1 января 2019 года. А до 1 июля 2019 года правительственные ведомства должны будут разработать методику оценки налоговых расходов.

http://nangs.org/news/economics/nalogovye-lygoty-proveryat-na-effektivnosty-kak-eto-budut-delaty

Новый налоговый подход Минфина повысит эффективность льгот в регионах

Большинство предоставляемых налоговых льгот действительно неэффективны и требуют огромных трат со стороны ФНС на налоговое администрирование, отмечает доцент факультета экономических и социальных наук РАНХиГС Алисен Алисенов. Минфин проводит инвентаризацию налоговых льгот, в результате которой часть льгот будет отменена, а новые льготы будут обкатываться в пилотном режиме в качестве эксперимента.

Эффективность применения налоговых льгот - картинка 5

Объем неэффективных льгот для бизнеса

Минфин впервые оценил объем неэффективных льгот для бизнеса. В итоге порядка 66% региональных налоговых преференций оказались неэффективными для бизнеса. В прошлом году они принесли прибыль в 87 млрд рублей, а обошлись субъектам в 253 млрд рублей.

Согласно расчетам Минфина, в 38 регионах страны, включая Москву, преференции не принесли бюджетам дополнительных расходов, в то время как в оставшихся субъектах РФ положительный эффект был незначительным. Как пишут «Известия», наибольшее количество эффективных льгот было зафиксировано в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, а также в Ленинградской области.

«Большинство предоставляемых налоговых льгот действительно неэффективны и требуют огромных трат со стороны ФНС на налоговое администрирование. Под льготы выделяется финансирование, содержится штат в определенном количестве федеральных налоговых служб и так далее. Неэффективность льгот объясняется и их многочисленностью, так как они устанавливались еще после отмены закона об основах налоговой системы.

Тот период был связан с декларированием умеренной экономической политики и льготного режима налогообложения для субъектов малого бизнеса. Основная цель заключалась в стимулировании малого бизнеса, льготы выдавались предприятиям, инвестирующим собственные средства в основной капитал. В итоге многочисленные льготы, которые были выделены с 2001 года, показали свою неэффективность.

Неэффективность налоговых льгот заложена и в их механизме, их использование часто носит затруднительный характер. Достаточно взять инвестиционный налоговый вычет, который предоставляется предприятиям, инвестирующим в свой основной капитал. Воспользовался этой преференцией непросто, законодательно она введена только в 10 регионах, но и там есть ограничения относительно видов оборудования или перечня технологий. Кроме того, со стороны ФНС тут же усиливается контроль в плане получения необоснованной налоговой выгоды», — объясняет ФБА «Экономика сегодня» Алисен Алисенов.

Вопрос эффективности налоговых льгот остро встал в прошлом году, когда для балансировки бюджета с учетом масштабных нацпроектов потребовалось увеличивать сборы. По мнению экспертов, неэффективные льготы предстоит тщательно проанализировать и в перспективе исключить.

Эффективность применения налоговых льгот - картинка 6

Новый налоговый подход Минфина

По подсчета Минфина, в настоящее время в России действует более 3,5 тысяч федеральных и региональных налоговых льгот и преференций на сумму более 4 трлн рублей. Причем только на федеральном уровне за последние пять лет было предоставлено более 100 новых льгот, из-за которых бюджет недополучил не менее 720 млрд рублей к 2019 году.

«В законе об основах налоговой и таможенной политики до 2020 года были заложены положения, в соответствии с которыми Минфин должен провести инвентаризацию налоговых льгот на предмет их эффективности. Эта работа и проводится по настоящее время. В результате неэффективные налоговые льготы должны быть отменены, а новый налоговый подход Минфина будет направлен не на увеличение количества льгот, а на их уменьшение.

При этом те льготы, которые Минфин планирует оставить, должны быть эффективны как с точки зрения администрирования, так и использования бизнесом. Показавшие свою неэффективность преференции надо отменить, предоставив вместо них налоговые льготы, которыми бизнес мог бы воспользоваться для повышения роста инвестиций или увеличения рабочих мест.

Кроме того, новые налоговые льготы должны вводиться в пилотном режиме в качестве эксперимента в отдельных субъектах РФ. Причем регион должен быть подготовлен с инвестиционной, экономической и финансовой точки зрения. Прежде чем законодательно вводить какие-то льготы, нужно понять, будет ли соответствующий спрос на них. Если пилотные проекты подтверждают спрос и эффективность такой меры, то можно распространять его на всю территорию РФ»,- резюмирует эксперт.

Ранее эксперты называли донастройку налоговой системы вкупе с поддержкой малого и среднего бизнеса, внедрением цифровизации и индексацией зарплат бюджетникам среди ключевых изменений, которые позволят увеличить темпы экономического роста России. Напомним, что министр экономического развития Максим Орешкин в июне пообещал представить через несколько месяцев сразу десять ключевых изменений по повышению темпов экономического роста.

http://rueconomics.ru/406379-novyi-nalogovyi-podkhod-minfina-povysit-effektivnost-lgot-v-regionakh

«Известия»: большинство налоговых льгот для бизнеса оказались неэффективными

Минфин впервые оценил объем неэффективных льгот для бизнеса. В целом положительно повлияли на местные бюджеты региональные преференции по налогам на прибыль и имущество на сумму всего 87 млрд рублей, следует из расчетов ведомства за 2018 год, которые проанализировали «Известия». При этом в общей сложности льготы по двум видам сбора обошлись субъектам в 253 млрд рублей. Таким образом, согласно методологии правительства, эффективными оказались лишь 34% преференций. В Минфине «Известиям» сообщили, что эти оценки будут учтены в межбюджетных отношениях. Эксперты считают, что неэффективные льготы в перспективе необходимо исключит. По оценкам Министерства финансов, к 2021 году объем льгот должен будет сократиться на 35% — до 165 млрд рублей.

Больше всего эффективных льгот зафиксировано в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, а также в Ленинградской области — 15,7, 12,3 и 4,4 млрд рублей соответственно. При этом в общей сложности послабления обошлись бюджетам этих регионов в 15,8, 31,5 и 9,5 млрд рублей, говорится в статистике Минфина. В 38 регионах, включая столицу, льготы не принесли бюджетам дополнительных доходов. В оставшихся положительный эффект был незначительным.

Лидируют по общей сумме выданных преференций Москва, где они стоили бюджету 44 млрд рублей, а также уже упомянутые Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО. В Ленобласти сообщили, что оказывают господдержку прежде всего инвесторам в экономику региона. В качестве удачных примеров предоставления льгот там привели табачную фабрику «Филипп Моррис Ижора», завод Nokian Tyres, производителя бумаги International Paper. Сейчас они уже не получают льгот, но платят налоги, уточнили в правительстве Ленобласти.

В пресс-службах правительства других упомянутых регионов на просьбу «Известий» прокомментировать оценки Минфина и привести примеры, когда преференции принесли бюджету прибыль, не ответили.

В правительстве Челябинской области в качестве позитивного примера привели частные индустриальные парки «ММК-Индустриальный парк» и «Станкомаш». В Тамбовской — мясоперерабатывающий комбинат «Максимовский», «Токаревскую птицефабрику», «Тамбовский бекон», «Тамбовскую индейку» и ряд других. В правительствах Башкортостана, Нижегородской и Орловской областей сообщили, что сведения о получателях льгот закрыты, однако этот вид господдержки помог привлечь допинвестиции в регион и создать новые рабочие места.

Право получить льготы по налогам на прибыль и на имущество имеют лишь отдельные категории плательщиков. К ним относятся фармкомпании, инновационные организации, резиденты ОЭЗ или ТОР, обладатели специнвестконтрактов, социальные предприятия (например, предоставляющие образовательные или медицинские услуги) и ряд других. Субъекты РФ могут уменьшить региональную часть ставки по налогу на прибыль с 17 до 13,5% (до 12,5% в 2017‒2020 годах). Максимальный уровень выплаты по налогу на имущество — 2,2% от стоимости актива. Регионы вправе обнулять этот вид сбора.

Преференции по налогам на прибыль и на имущество предназначены для ускорения роста экономики и инвестиций — так называемые стимулирующие льготы, следует из методологии правительства по оценке их эффективности. Дополнительные доходы казны от расширения оборотов предприятий и притока капиталовложений должны быть выше, чем расходы на стимулирование активности. Тогда льготы признаются эффективными. Кроме этого, при оценке целесообразности преференций необходимо учитывать затраты на их администрирование, соответствие задачам развития государства, а также их результативность в сравнении с альтернативными мерами господдержки, например, субсидиями, говорил ранее замминистра финансов Владимир Колычев.

Показатель в 34% эффективных преференций для бизнеса из всего объема льгот — приемлемый, считает руководитель направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы Александра Суслина.

— С учетом непрозрачных практик распределения господдержки могло быть и хуже, — сказала она.

Впрочем, по ее словам, крайне сложно оценить объективно, какие льготы принесли в бюджет дополнительные доходы, а какие оказались убыточными. Дело в том, что на рост оборотов получателя преференций могла повлиять не столько господдержка, сколько улучшение конъюнктуры, например, рост цен на его продукцию или крупный госзаказ.

Другой точки зрения придерживается член комитета Госдумы по бюджету и налогам Айрат Фаррахов. Он полагает, что 34% — крайне невысокий показатель эффективности поддержки бизнеса. Значительная часть преференций была предоставлена много лет назад. Эти льготы могут уже давно не вести к ускорению экономики, а являться лишь недополученными доходами для бюджетов, полагает депутат.

Так или иначе, оба эксперта уверены, что неэффективные льготы как минимум необходимо проанализировать с особой тщательностью и в перспективе исключить. Согласно опубликованным материалам Минфина, объем преференций по налогам на прибыль и на имущество должен будет сократиться с 253 млрд в 2018 году до 165 млрд рублей в 2021-м.

В Минфине на вопросы «Известий» о дальнейших перспективах эффективных и неэффективных льгот сообщили, что эти оценки будут учтены в межбюджетных отношениях. Доля стимулирующих расходов по налогу на прибыль и на имущество организаций с положительным бюджетным эффектом — один из индикаторов, характеризующих качество планирования и управления региональными финансами, уточнили в ведомстве.

Вопрос эффективности налоговых льгот остро встал в прошлом году, когда для балансировки бюджета с учетом масштабных нацпроектов потребовалось увеличивать сборы, писали ранее «Известия».

Расширение практики установления налоговых преференций — один из основных внутренних рисков для бюджетной системы России, оценивал Минфин. Только на федеральном уровне за последние пять лет было предоставлено более 100 новых льгот. Из-за них бюджет недополучил не менее 720 млрд рублей к 2019 году. По подсчетам министерства, сейчас действует более 3,5 тыс. федеральных и региональных налоговых льгот и преференций на сумму более 4 трлн рублей. А по оценке Счетной палаты в 2017 году в бюджет не поступило более 10 трлн налоговых платежей из-за различного рода преференций.

http://milknews.ru/index/nalogovye-lgoty-biznes.html

Ненужная скидка

«В 2013 году объем льгот уменьшился. Бизнес в основном не пользуется «земельными льготами» по НК РФ, так как они носят преимущественно социальный характер (за исключением льгот для ОЭЗ и судостроителей). При этом основные льготы установлены на местном уровне», — рассказал зампред налогового совета ТПП РФ Дмитрий Фадеев, выступая на заседании экспертного совета ТПП РФ по совершенствованию налогового законодательства.

Наибольшее количество компаний, использующих налоговые льготы по земельному налогу, зарегистрированы в Центральном федеральном округе (47%), Приволжском федеральном округе (30%) и Сибирском федеральном округе (23%). По отраслям к плательщикам земельного налога относятся сельское хозяйство, транспорт, производство, полиграфия, СМИ, энергетика, радиоэлектронная промышленность и другие.

При этом используют возможность получить льготу компании, работающие в области добычи и переработки полезных ископаемых, финансов и инвестиций, металлургии и машиностроения.

При оценке эффективности льгот среди бизнеса мнения распределились таким образом: 23% компаний считают льготы по земельному налогу эффективными, еще столько же говорят, что льготы «скорее эффективны». 21% оценил льготы как «скорее неэффективные», а 33% заявили о том, что льготы неэффективны. Основные препятствия для использования льгот по земельному налогу, по мнению предпринимателей, это закрытый перечень лиц, имеющих право на льготу (28%) и сложности при сборе документов (21%). Среди других причин — отсутствие необходимой нормативной базы (15%) и сложная доказательная база (15%) плюс экономическая неэффективность (7%) и отсутствие информации о льготе (14%). «Объем налоговых льгот от общего объема доходов организации несущественен. Он составляет 0,007-2%, что в денежном эквиваленте составляет от 400 тыс. до 300 млн руб.», — пояснил Дмитрий Фадеев.

Высвободившиеся благодаря льготе деньги налогоплательщики расходуют на приобретение объектов основных средств (10%), техническое перевооружение (20%), дополнительное соцобеспечение (20%). При этом 64% компаний пользуются льготой по земельному налогу в виде снижения налоговой ставки, 29% — в виде освобождения от налогообложения и 7% — в виде необлагаемой налогом суммы.

Тем не менее бизнес заинтересован в сохранении льготы по земельному налогу, но в другом формате. «Предприниматели предлагают ввести льготы для организаций, создающих новые производства. В частности, не взимать земельный налог с площадей, на которых размещены производственные мощности, в первый год освоения и ввести пониженную ставку налога в последующие два года. Кроме того, нужно запросить данные региональных и местных властей по «земельным льготам». Для части градообразующих предприятий отмена льгот будет очень болезненна», — рассказывает о выводах по результатам опроса Дмитрий Фадеев. Эксперты поддерживают эту идею. «Актуально звучит предложение об инвестиционной составляющей земельной льготы. Многие налогоплательщики положительно оценили бы такую льготу на период освоения нового производства», — считает руководитель юридического отдела «МЭФ-Аудит» Иван Чемичев.

Напомним, что недавно, выступая на расширенной коллегии ФНС, глава минфина Антон Силуанов заявил, что необходимо пересмотреть подход к налоговым льготам. По его мнению, нужно не только говорить о предоставлении новых льгот, но и отменять действующие льготы, которые не служат для стимулирования экономики и неэффективны.

Счетная палата приступила к выполнению поручения властей проанализировать влияние действующих налоговых льгот на эффективность экономического стимулирования, сообщил аудитор Счетной палаты Сергей Штогрин. При участии минфина, ФНС, ФТС, минэкономразвития, РСПП и «ОПОРЫ России» сформирована межведомственная рабочая группа для анализа эффективности предоставленных налоговых льгот.

Эффективность льгот будет оцениваться через анализ экономических показателей на основе методики, которую сейчас разрабатывает минэкономразвития. Льготы, имеющие социальную направленность (такие как льготы Героям России или организациям, использующим труд инвалидов), выведены за рамки этого анализа. На все остальные льготы будут создавать так называемый «паспорт льготы», позволяющий оценить их экономическую целесообразность. Анализироваться будут и федеральные, и региональные льготы.

Эксперты считают, что ревизия льгот необходима. «Наличие любой льготы по налогам вызывает повышенный интерес для использования ее механизмов для минимизации налогообложения или полного от него освобождения. Налоговые льготы в большом количестве предоставлялись, как правило, организациям, преследующим благородные цели — помощь инвалидам, безработным, ветеранам боевых действий. А также организациям, созданным для содействия развитию отечественного спорта, каких-либо отраслей промышленности, производства, науки, религии. Однако практика показала, что это вызвало три негативные тенденции. Во-первых, подавляющее большинство организаций, в той или иной степени обладающих налоговыми льготами, использовали их для сокрытия прибыли от коммерческих сделок, которые подчас не соответствовали их уставам и льготируемому виду деятельности. Во-вторых, часто должностные лица льготных организаций использовали средства и имущество этих организаций в своих корыстных целях. В-третьих, организации, имеющие льготы, использовались другими фирмами в схемах по минимизации и уклонению от уплаты налогов», — говорит д.ю.н., заслуженный юрист России Иван Соловьев.

С развитием информационных технологий и аналитических служб появилась возможность проводить мониторинг применения той или иной льготы, оценки ее эффективности и последствий применения. Тем не менее в действующем налоговом законодательстве по-прежнему четко не прописано само понятие льготы, рассказывает юрист. При этом объем предоставляемых государством льгот растет: общий объем налоговых льгот и преференций в 2012 году составил 5,5 трлн руб., в 2011 году — 3,7 трлн руб., что в 1,8 раза больше, чем в 2010-м.

«Заявленная минфином работа по инвентаризации налоговых льгот завершится уже совсем скоро. Очевидно, это делается с прицелом на то, чтобы успеть разработать проект соответствующих изменений в действующее законодательство. Это позволит планировать бюджетные поступления на 2015-2017 годы без учета неэффективных налоговых льгот», — рассказал Иван Соловьев.

http://rg.ru/2014/03/18/lgoti.html

Масштабную оценку эффективности стимулирующих налоговых льгот проведут в Беларуси в 2020-2022 годах

Эффективность применения налоговых льгот - картинка 10

31 января, Минск /Корр. БЕЛТА/. Масштабную оценку эффективности стимулирующих налоговых льгот проведут в Беларуси в 2020-2022 годах, сообщил сегодня министр по налогам и сборам Сергей Наливайко на заседании итоговой коллегии МНС, передает корреспондент БЕЛТА.

«Для обеспечения доходов бюджета, в том числе с учетом сложившихся внешних условий, назрела необходимость отменить льготы, которые не дают нужного эффекта. В течение 2020-2022 годов предусмотрена масштабная оценка эффективности действующих стимулирующих налоговых льгот», — отметил Сергей Наливайко.

Для этого в ближайшее время МНС вместе с Министерством финансов и Государственным таможенным комитетом определят перечень льгот, эффективность которых нужно оценить в этом году. Госорганы проанализируют круг воспользовавшихся этими льготами плательщиков и показатели их деятельности.

Как сообщалось, в конце 2019 года правительство утвердило порядок оценки эффективности стимулирующих налоговых льгот. Они предоставляются для ускоренного развития хозяйственной деятельности определенных категорий плательщиков по видам экономической деятельности, видам товаров (работ, услуг), имущественных прав, на отдельных территориях.-0-

[1]

http://www.belta.by/economics/view/masshtabnuju-otsenku-effektivnosti-stimulirujuschih-nalogovyh-lgot-provedut-v-belarusi-v-2020-2022-377891-2020/

Правовые инструменты повышения эффективности налоговых льгот (Зарипов В.М.)

Дата размещения статьи: 04.07.2014

[3]

Понятие налоговых льгот

В условиях существенного ухудшения экономических показателей и роста государственных расходов одним из резервов дополнительных поступлений в бюджеты рассматривается оптимизация налоговых льгот .
———————————
См.: Минфин нашел 1,8 трлн. // Ведомости. 2013. 19 дек. С. 1, 4.

В-третьих, при практическом применении данного определения выясняется, что все так называемые преимущества на деле заключаются в использовании возможности не уплачивать налог или сбор или уплачивать их в меньшем размере (другими словами, в полном или частичном освобождении от уплаты налогов и сборов) и ни в чем другом . Если все льготы — это преимущества, а все преимущества — это освобождения, то все льготы — это освобождения. Эти освобождения от обязанности платить налог призваны облегчить положение налогоплательщиков. Очевидно, что этимологически слово «льгота» близко к слову «легкий».
———————————
В отдельных случаях можно говорить об освобождении от других обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, помимо обязанности уплачивать налог. Однако таких освобождений в настоящее время практически не предусмотрено.

По сути, налоговая льгота — это облегчение налогового бремени, и для ее квалификации в качестве таковой не имеет значения, с какой целью или по каким причинам оно осуществляется.
Не соответствует действительности и утверждение о том, что льготы по налогам и сборам — это преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов. В большинстве случаев нормы об освобождениях от уплаты налогов вообще не содержат указания на категории плательщиков. Любой плательщик в обстоятельствах, перечисленных в «льготных» нормах, вправе считать, что ему законодательно предоставлена льгота. Иное понимание означает, что освобождения от уплаты налога, даваемые всем плательщикам, фактически имеющим для них основания (т.е. когда законодательно не определена категория), не являются льготами.
Под налоговой льготой следует понимать предусмотренное законодательством о налогах и сборах освобождение организации или физического лица от уплаты налога с полученной экономической выгоды .
———————————
В отношении имущественных налогов презюмируется получение экономической выгоды от самого наличия имущества у налогоплательщика.

Иными словами, несмотря на наличие в конкретной ситуации экономического основания для налогообложения в виде полученной экономической выгоды (прибыли, чистого дохода, добавленной стоимости, природной ренты и т.п.), налог не взимается. При этом для квалификации налоговой льготы в качестве таковой не имеет значения, каким образом она устанавливается — посредством исключения из перечня налогоплательщиков, исключения из объекта налогообложения, вычетов, пониженной ставки или другим способом. Данное определение позволяет выявлять льготы на основе фактических признаков, независимо от формы их закрепления в законодательстве.
———————————
Согласно п. 3 ст. 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание.

В свете такого понимания расходы по налогу на прибыль, профессиональные вычеты по НДФЛ и вычеты на сумму НДС, уплаченного в составе цены поставщикам, хотя и позволяют уменьшить сумму налога к уплате, тем не менее не относятся к льготам, так как выступают базовыми элементами механизма исчисления конкретного налога и обложения соответствующих видов экономических выгод — прибыли, чистого дохода, добавленной стоимости .
———————————
Прожиточный минимум также не является налоговой льготой, поскольку это неизбежный расход налогоплательщика, который должен быть учтен для того, чтобы, как отметил КС РФ в Постановлениях от 13.03.2008 N 5-П, от 01.03.2012 N 6-П, «налогом облагался бы так называемый чистый доход».

К вопросу о понятии налоговых расходов и повышении прозрачности

[2]

В проекте доклада Минфина России о мерах по экономии расходов федерального бюджета (раздел «Оптимизация и повышение эффективности налоговых льгот» ) предлагается рассматривать налоговые льготы в качестве налоговых расходов бюджета и закрепить понятие «налоговые расходы» в законодательном порядке как потери бюджетной системой Российской Федерации доходов вследствие действия налоговых льгот. По всей видимости, такой подход призван создать условия для системности, открытости и эффективности в вопросе установления налоговых льгот.
———————————
См.: Итоговый отчет о результатах деятельности экспертных групп по проведению оценки эффективности расходов федерального бюджета и представлению предложений по их оптимизации. М., 2013 // www.minfin.ru/common/ gen_html/ index.php?id=19933&fld= HTML_MAIN#_Toc365597355.

Требования к обоснованию введения налоговых льгот

Одной из серьезнейших проблем, присущих налоговым льготам как исключениям из общего принципа всеобщности налогообложения , является их «неконтролируемое размножение». Вследствие этого исключение из правил становится правилом. Если согласиться с тем, что, как и всякое исключение, введение налоговой льготы должно на чем-то основываться, то по аналогии с п. 3 ст. 3 НК РФ необходимо закрепить требование к обоснованию введения налоговых льгот их инициатором, который всегда имеется.
———————————
Принцип всеобщности налогообложения прямо закреплен в ст. 57 Конституции РФ, согласно которой каждый обязан платить законно установленные налоги.

О статусе заключений Правительства РФ при установлении льгот

Как следует из ч. 3 ст. 104 Конституции РФ, законопроекты об освобождении от уплаты налогов, т.е. о введении налоговых льгот, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.
Следует признать, что названная конституционная норма в настоящее время не реализована, вследствие чего широко распространена практика внесения существенных поправок в принятый Государственной Думой Федерального Собрания РФ в первом чтении и имеющий заключение Правительства РФ или правительственный налоговый законопроект. Причем порой поправки концептуально меняют законопроект. Например, подобным образом установлена достаточно существенная льгота по налогу на имущество организаций в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 г. на учет в качестве основных средств .
———————————
См.: Федеральный закон от 29.11.2012 N 202-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Подобная практика означает нарушение требования, предусмотренного ч. 3 ст. 104 Конституции РФ (в случаях, когда поправками предлагается ввести новые налоговые льготы). По смыслу данной конституционной нормы, если для внесения законопроекта о налоговых льготах необходимо заключение Правительства РФ, то оно тем более необходимо для поправок, предлагающих дополнительные по сравнению с законопроектом налоговые льготы . Соблюдение такого требования в отношении поправок значительно уменьшит количество льгот, вводимых в нарушение Конституции РФ фактически без заключения Правительства РФ, а следовательно, без соответствующего обоснования.
———————————
Например, при рассмотрении в Госдуме законопроекта об объединении высших судебных органов к инициаторам вносимых поправок ко второму чтению было выдвинуто такое же требование, как и к субъекту данной законодательной инициативы (ст. 134 Конституции РФ).

По правилам законодательной техники поправки ко второму чтению не могут изменять концепцию законопроекта. Введение льгот путем поправок следует признать концептуальным изменением. Поэтому было бы правильным законодательно закрепить запрет на установление налоговых льгот путем поправок ко второму чтению.
Учитывая, что специальные требования к законопроектам содержатся в акте такого уровня, как Конституция РФ, закрепление и развитие требований в налоговом законодательстве представляется вполне естественным и необходимым.
Конституционно-правовая роль правительственного заключения в настоящее время недооценена. Положения ч. 3 ст. 104 Конституции РФ не следует понимать слишком узко, поскольку конституциям присуща феноменально большая емкость нормативных положений, в том числе налоговых, что подтверждается толкованием ст. 57 Конституции РФ в многочисленных решениях Конституционного Суда РФ.
Заключение Правительства РФ должно выступать своего рода подтверждающим или опровергающим ответом на обоснования и расчеты, представляемые инициатором новой льготы в ходе ее публичной защиты.
Аналогичные правила необходимо ввести на региональном и местном уровнях.

О необходимости четкого установления налоговых льгот

Проект изменений в НК РФ

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Эффективность применения налоговых льгот - картинка 11Вернуться на предыдущую страницу

http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=2071

Литература

  1. Чайковская, Ольга Закон и человеческое сердце / Ольга Чайковская. — М.: Московский рабочий, 2016. — 152 c.
  2. Гельфер, Я. М. История и методология термодинамики и статистической физики / Я.М. Гельфер. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2013. — 536 c.
  3. Скуратовский, М. Л. Подготовка дела к судебному разбирательству в арбитражном суде первой инстанции / М.Л. Скуратовский. — М.: Wolters Kluwer, 2018. — 200 c.
  4. Комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (постатейный). — М.: Деловой двор, 2011. — 120 c.
  5. Харин, Г. М. Краткий курс судебной медицины / Г.М. Харин. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 304 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях